Сергей Полещук: "С хорошими дорогами Новосибирск усилит свое положение как транспортный центр Сибири"
Этот год стал знаковым для дорожно-строительной отрасли России. Административная реформа, которая привела к структурным изменениям в Минтрансе РФ, и появление Транспортной стратегии России определили перспективы работы дорожного комплекса на ближайшие годы. О развитии федеральной дорожной сети Новосибирской области в 2004 году, привлечении частных инвестиций в дорожное строительство и планах работы отрасли в следующем году корреспонденту "КС" ОКСАНЕ СНИЦАРЬ рассказал первый заместитель руководителя Федерального управления автомобильных дорог (ФУАД) "Сибирь" СЕРГЕЙ ПОЛЕЩУК.
ФУАД "Сибирь" является представителем Министерства транспорта РФ в Западно-Сибирском регионе, то есть проводит политику Минтранса РФ, Федерального дорожного агентства на подведомственной территории, включающей в себя Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую и Томскую области. Всего на балансе ФУАД "Сибирь" состоит 2002 км федеральных автомобильных дорог и 73 автодорожных мостовых сооружения, общая протяженность которых составляет 4476, 26 погонных метров (п. м).
- Сергей Евгеньевич, с какими итогами Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" завершает год?
- В этом году продолжилось строительство самого крупного объекта в дорожной сфере региона - северного обхода Новосибирска, в частности, моста через Обь протяженностью 923 п. м. Уже сейчас выполнены семь мостовых опор из девяти, ведется работа на четвертой и шестой опорах, идет сборка пролетных строений. Одновременно с этим велись работы по подготовке к сдаче в эксплуатацию, которая запланирована на 2005 год, второго пускового комплекса в Коченевском районе. Его протяженность - 8, 6 км. Здесь закончены работы по устройству цементо-бетонного покрытия. На сегодняшний день в составе пускового комплекса - построенный мост протяженностью 77 п. м через реку Чик. В рамках этих работ был переустроен нефтепродуктопровод, а также выполнялись укрепительные работы на шести водопропускных трубах.
Еще одним значимым объектом в перспективе станет восточный обход Новосибирска - федеральная автодорога М-52 Чуйского тракта на участке Новосибирск-Линево. Работы по обоснованию инвестиций в строительство этого объекта практически завершены. Этот участок (его протяженность 110 км) с подъездом к Искитиму пройдет по Новосибирскому и Искитимскому районам.
Укладка цементобетонного покрытия на втором пусковом комплексе
Также в 2004 году велись работы по реконструкции дорожного покрытия, на 354 тыс. кв. м которого были устранены повреждения, заменены 2, 7 км устаревшего барьерного ограждения и восстановлено 11 тыс. п. м асфальтобетонного покрытия, выполнены работы по устройству разметки на 132 тыс. кв. м. Очевидно, что выполнение этих работ увеличит комфорт и безопасность на автодорогах области.
- Проводимая административная реформа коснулась и Минтранса РФ. Какие изменения она внесла в организацию работы дорожной отрасли?
- С приходом в марте 2004-го в Минтранс нового руководителя - Игоря Левитина - полностью изменилась структура министерства: образована жесткая вертикаль, объединяющая пять отраслевых федеральных агентств, которые курируют дорожное хозяйство, железнодорожный транспорт, водный и т. д. Все эти подразделения работают на реализацию Транспортной стратегии России. Сегодня функции по управлению федеральными автодорогами и имуществом, которое необходимо для их функционирования, ремонта и строительства автодорог, переданы федеральным управлениям автодорог, дирекциям по дорожному строительству и управлениям автомагистралей. Четкое разделение полномочий и функций между структурными подразделениями позволяет сделать работу дорожной отрасли понятной и прозрачной, а также повысить ответственность этих служб за выполнение конкретных задач. Уже сегодня мы отмечаем безусловный плюс - поступление средств из федерального бюджета на развитие сети федеральных автодорог на вверенной нам территории идет строго в запланированном объеме и в строго определенные строки.
- В своем выступлении на расширенном заседании коллегии Минтранса РФ в сентябре текущего года министр транспорта Игорь Левитин заявил, что в Транспортной стратегии России первостепенной задачей является развитие эффективной транспортной инфраструктуры, в том числе и за счет привлечения частных инвестиций. Какие схемы появления внебюджетных источников финансирования сегодня имеются?
Опоры моста через Обь возводят подразделения ОАО "Сибмост"
- Основной идеей стратегии развития транспортных дорог в России являются привлечение частного бизнеса в дорожное строительство, создание государством благоприятных условий для инвестирования в развитие транспортной инфраструктуры. Для Новосибирской области этот вопрос также актуален. Всем известно, что стоимость гектара земли, если по нему проходит автомагистраль, возрастает в разы. Пример привлекательного для инвестиций объекта в области - улица Станционная, которая соединяет Новосибирск и международный аэропорт Толмачево. Строительство сети гипермаркетов и автозаправок на территориях, прилегающих к дороге, даст мультипликативный эффект: позволит не только окупить вложения бизнесменов, но и увеличить товарооборот в области, повысить привлекательность Новосибирска как регионального центра. Интерес к этому проекту уже выразила авиакомпания "Сибирь". Ее руководство рассматривает возможность использования прилегающих к дороге территорий под размещение гипермаркетов. Важными условиями успешной реализации такого проекта являются понимание и поддержка местных властей, например, выдача преференций инвесторам. Сегодня ФУАД активно работает в этом направлении, выстраивая единую стратегию взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Привлекателен для бизнесменов и северный обход, который также имеет большой нераскрытый инвестиционный потенциал в области размещения на его территории сервисных и торговых инфраструктур.
Еще одна схема привлечения частных инвестиций - появление платных автодорог, для которых сегодня формируется законодательная база. Однако, на мой взгляд, плотность населения, которая сравнительно ниже, чем в центральной части России, делает платные дороги не слишком эффективным инструментом для привлечения инвестиций. Хотя примеры успешной эксплуатации платных дорог уже есть - например, платный мост в Барнауле. Вырученные средства идут на содержание этого дорожного объекта.
- Что можно сказать о планах по развитию федеральной дорожной сети в Новосибирской области в 2005 году?
- Сегодня определен объем финансирования строительства северного обхода - 600 млн руб. из федерального бюджета и предположительно столько же из областного. Эти средства позволят ввести в эксплуатацию западный блок обхода - выход на Колывань и Томск.
В перспективе со вводом в эксплуатацию северного обхода планируется передать в федеральное управление ряд пригородных дорог со стороны Омска, Коченева. Чтобы эта передача была безболезненной для областного бюджета, предусмотрено около 60 млн руб. на начало ремонтных работ этих дорог.
Еще одним важным объектом следующего года станет участок Чуйского тракта, проходящий через город Бердск. Сегодня это один из самых аварийноопасных участков дороги. На его капитальный ремонт выделяется около 70 млн руб. федеральных средств. Еще порядка 50 млн руб. будет направлено на капремонт старого мостового перехода через реку Бердь в районе Бердска. Также в 2005 году планируется завершить оборудование улицы Станционной с точки зрения безопасности движения: провести дополнительное освещение, создать надземные пассажирские переходы.
Сегодня все региональные центры стараются разработать свои схемы привлечения инвесторов в развитие транспортной инфраструктуры. Сейчас на этом рынке начинается жесткая конкуренция. На статус мультимодального узла активно претендует Красноярск. На мой взгляд, это дает стимул Новосибирску усилить свое положение как транспортного центра Сибири, развить эффективную инфраструктуру, которая обеспечит ускоренное движение пассажиропотоков и грузов.
... Бизнес оценил близость к власти ... Бюджет неподнятых зарплат ... Совет безопасности спешит на помощь ... Цены на топливо ударят по пассажирам ... Новые правила для села ... Сергей Полещук: "С хорошими дорогами Новосибирск усилит свое положение как транспортный центр Сибири" ... Конкурс умер, но проблемы остались ...