Минтранс подвел итоги года и наметил новые ориентиры
"Итоги работы транспортного комплекса в 2004 году и перспективы развития отрасли" - такова была тема пресс-конференции министра транспорта РФ Игоря Левитина, состоявшейся на минувшей неделе. Подводя итоги уходящего года, глава Минтранса отметил, что был решен целый ряд весьма важных вопросов. "Главный документ, над которым мы работали, - это "Стратегия развития транспорта в РФ до 2020 года", - сказал глава Минтранса. - Она претерпела существенные изменения в части развития инфраструктуры и идеологии перевозочного комплекса. В Стратегии появились первые элементы государственно-частного партнерства и ряд проектов, которые будет возможно осуществить после принятия некоторых законов".
Еще одним важным направлением работы Минтранса стало развитие транспортной инфраструктуры на севере страны. Как отметил Игорь Левитин, было открыто пассажирское движение на линии Беркакит-Томмот (Якутия), строится Якутская железная дорога, которая к 2010 году должна выйти на Якутск. Планируется, что благодаря этим дорогам грузы на север будет доставлять гораздо легче. Кроме того, был построен нефтяной терминал в Высоцке, который открывается на этой неделе. "РЖД и ЛУКОЙЛ проинвестировали свою часть. Теперь необходимо проработать вопрос о выводе терминала на мощность 10 миллионов тонн в год", - сказал министр. В числе наиболее важных достижений Игорь Левитин также назвал подписание концепции интеграции транспортных систем с Украиной, открытие международного транспортного коридора "Север-Юг" и сквозного движения в Закавказье.
Не обошлось без изменений и в сфере законодательства. Игорь Левитин отметил, что были направлены в правительство законы "О платных дорогах" и международном реестре судов, внесены изменения в Воздушный кодекс, разрабатывается закон о транспортной безопасности. Значительное внимание было уделено закону "О концессионных соглашениях", который дает возможность частным инвесторам вкладывать деньги в развитие транспортной инфраструктуры России. Глава Минтранса сообщил, что по пессимистическим прогнозам закон будет принят Госдумой в первом квартале будущего года, а по оптимистическим - до конца декабря.
По словам Игоря Левитина, "именно без закона о концессионных соглашениях было не поднять вопрос о платных автодорогах, но теперь можно говорить о его решении". Министр не исключил, что этот закон может появиться уже в следующем году. "Если нам удастся сделать 1,5-2 процента дорог платными, это будет революция", - отметил в этой связи глава Минтранса.
Вопрос привлечения частных инвесторов был затронут и применительно к другим видам транспорта. "С портами здесь все понятно: частный инвестор хочет, чтобы государство создало инфраструктуру, а он будет вкладывать средства в оборудование и механизмы, - сказал Игорь Левитин. - Что касается аэропортов, здесь еще не создана структура, которая возьмет на себя все имущество и будет этим заниматься". Говоря об автомобильном транспорте, министр сказал, что здесь развитие частного сектора не имеет столь серьезного значения, так как инвесторы идут сюда не так охотно: срок окупаемости проектов на автотранспорте составляет 10-15 лет, тогда как на морском - 2-3 года.