МИНТРАНС ИЗБАВИТ РОССИЮ ОТ ОДНОЙ БЕДЫ
Дискуссия о необходимости в России платных дорог наконец-то перешла в практическую плоскость. Не дожидаясь одобрения закона о платных автодорогах, подготовленного Минтрансом, министр транспорта Игорь Левитин предложил реализовать несколько проектов создания платных дорог.
По мнению аналитиков, эти инициативы Минтранса дали старт реальному сотрудничеству частного капитала с государством (так называемое частно-государственное партнерство), без которого не смогло бы состояться осуществление многих национально значимых проектов в России.
Сегодня как в развитых, так и во многих развивающихся странах на принципах ЧГП реализуются сотни проектов на многомиллиардные суммы. Государства, испытывающие дефициты бюджетов, вынуждены привлекать для строительства гособъектов "обеспеченный" частный сектор. На средства частников строятся не только школы и больницы, автодороги, туннели, мосты, но даже тюрьмы. Построив объект на свои средства и через несколько лет окупив затраты, частные инвесторы далее передают его государству.
До недавнего времени Россия оставалась не задействованной в этом процессе: вопросы сотрудничества в рамках частно-государственного партнерства под разными предлогами серьезно не рассматривались. Представители частного сектора опасались иметь дело с государством до тех пор, пока условия их участия не будут должным образом законодательно оформлены. Сомнения в серьезности намерений государства развеял Владимир Путин, который подчеркнул, что "для частного капитала крайне важна определенность планов государства. С этой точки зрения правительству предстоит объявить о своих планах и проектах, об условиях их реализации. Такие проекты есть, их нужно быстрее дорабатывать".
В ряду таких проектов Минтрансом был определен проект реконструкции до 2007 г. автодороги протяженностью 22, 65 км, "Подъезд к аэропорту "Домодедово", который был закреплен соответствующим распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова.
Проект новой платной автодороги будет проходить под пристальным вниманием Минтранса. Кстати, это ведомство вскоре проведет конкурс, победители которого и станут инвесторами в строительстве. При этом к участию в тендере приглашаются как иностранные, так и российские компании, которые должны будут привлечь для финансирования проекта более 2, 6 миллиарда рублей.
Планируется, что частный оператор, в свою очередь, будет не только взимать плату за пользование, но и обслуживать дорогу, проводить ее ремонт и модернизацию. При этом государством выдвигаются достаточно жесткие требования к качеству и техническому состоянию дорожного полотна.
Между тем законопроект, подготовленный Минтрансом, предполагает, что взимать плату за проезд можно лишь в том случае, если в наличии имеется альтернативный бесплатный проезд. Поэтому первые средства от инвесторов будут направлены на реконструкцию альтернативного участка Каширского шоссе (38-й км МКАД - Кашира) и на строительство перемычки между этим шоссе и М-4 "Дон". По предварительным данным, плата за пользование платной дорогой составит 1 рубль за каждый километр трассы.
Дополнительным преимуществом для пассажиров станет значительное сокращение времени в пути от МКАД до аэропорта, поскольку дорогу планируется сделать скоростной. К тому же весь основной грузопоток предполагается сместить на альтернативные трассы, что разгрузит модернизированную дорогу и увеличит скорость движения автомобильного потока. И, как следствие, приведет к общему росту пропускной способности трассы.
Уже сегодня можно прогнозировать, что интенсивность движения на четырехполосном участке Москва - аэропорт "Домодедово" через 2-3 года значительно возрастет. Причины заключаются в расширении аэропорта и постоянном росте его пассажиропотока. И то, что государство в лице Минтранса загодя обеспокоилось обеспечением растущего транспортного центра всероссийского масштаба соответствующей автодорогой, достойно только уважения.
Реконструкция трассы предполагает расширение дороги до шести полос и строительство многоярусных развязок, что, как уверены организаторы проекта, значительно улучшит транспортную и экологическую обстановку на прилегающих территориях, а также повысит безопасность дорожного движения.
В Минтрансе уверены, что реконструкция 20-километрового участка трассы "Дон" сформирует опорную сеть современных скоростных магистралей, в том числе и в аэропорты "Шереметьево" и "Внуково". А в том, что стране уже сегодня остро необходимы современные и, что самое главное, качественные дороги, сомневаться не приходится - только из-за плохих дорог Россия ежегодно теряет около 500 миллиардов рублей.
***
Частный оператор будет не только взимать плату за пользование, но и обслуживать дорогу