В БУДУЩЕЕ НА ЛИЧНОМ ТРАНСПОРТЕ И БЕЗ ДУРАКОВ
Нелестные, мягко говоря, комментарии отечественных автолюбителей по поводу состояния российских автодорог можно услышать чуть ли не на каждом углу, вернее, метре российских дорог. Вместе с этим каждый участник автомобильного движения, простаивая в многочасовых пробках или наезжая на очередную колдобину или выбоину, мнит себя инженером транспортных развязок. Противопоставляя при этом низкое качество отечественного дорожного покрытия какому-нибудь немецкому автобану. Правда, он, как правило, забывает, что в той же Германии, как и в большинстве прочих развитых государств, идеальные шоссейные дороги - платные. Тем не менее гнев водителей иначе как праведным не назовешь: дороги в России - это действительно беда.
С другой стороны, решение этой проблемы существует: вот уже на протяжении шести лет Государственная Дума пытается принять закон о платных дорогах в России. Конечно же, для многих такая постановка вопроса может показаться возмутительной. Однако западный опыт подтверждает эффективность такого решения "дорожной" проблемы.
Впрочем, столь долгое принятие депутатами закона о платных дорогах можно объяснить как раз вероятным негативным резонансом среди российских автовладельцев. И дело тут не только в том, что за рулем встречаются избиратели.
Ведь, казалось бы, нет ничего проще: поставить шлагбаумы с кассовыми будками на наиболее загруженных трассах и взимать плату за проезд. А на вырученные деньги - ремонтировать дороги. Скорее всего, именно в таком свете представляются платные дороги многим противникам этого законопроекта.
Однако на деле, чтобы иметь право взимать деньги за "дорогопользование" , Министерство транспорта России обязано не только сначала привести их в надлежащее состояние, но и создать альтернативные условия для тех, кто за проезд платить не хочет. То есть, проще говоря, платные трассы должны иметь бесплатных дублеров, чтобы у водителей был выбор.
Как бы то ни было, в конце прошлого месяца Правительство Российской Федерации приняло решение о реконструкции и последующей эксплуатации на платной основе первой российской дороги. Ею станет 20-километровый участок федеральной автотрассы М-4 "Дон" - основной подъезд к аэропорту Домодедово. Данный проект существует в рамках долгосрочной Национальной программы модернизации и развития сети автодорог России на период до 2025 года "Дороги России XXI века". Ответственность за ее воплощение возложена на Минтранс и непосредственно на его подразделение - Росавтодор.
Очевидно, что бюджетом Росавтодора вряд ли предусмотрены столь значительные траты, которых требует дорожный проект. Поэтому программа предусматривает привлечение к строительству и эксплуатации платных автодорог как российских, так и иностранных инвесторов. Согласно разработкам, внебюджетные инвестиции будут в первую очередь направлены как раз на создание альтернативных бесплатных трасс. Роль же Минтранса в этой схеме - контролировать реализацию проекта, а также организовывать и проводить необходимые тендеры на передачу определенных участков дорог в управление тех или иных инвесторов. Кстати, подобный план действий гармонично вписывается в систему государственно-частного партнерства (ГЧП), о необходимости ввода которой все чаще говорит руководство страны. Так, в своем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин особо отметил роль Правительства в модернизации транспортной отрасли, которое "должно найти эффективные механизмы контроля качества и издержек при строительстве новых объектов. Кардинально изменить положение может только создание конкурентной среды" , а "частные инвестиции могут внести весомый вклад в создание разветвленной транспортной инфраструктуры высокого качества и надежности".
Вот и платный отрезок от МКАДа до Домодедова будет строиться в рамках ГЧП. Уже в ближайшее время Министерство транспорта объявит конкурс для инвесторов. Выбор именно этой дороги в качестве пилотного проекта не случаен: более 70 процентов автомобильного потока на трассе "Дон" следует по маршруту Москва - аэропорт. И в последнее время движение здесь становится все интенсивнее за счет постоянного роста пассажиропотока в Домодедово.
Появление же платной дороги подразумевает, что от Москвы до аэропорта будет две трассы. Существующий отрезок трассы М-4 станет платным, а бесплатная дорога пройдет по Каширскому шоссе и далее по перемычке шоссе и трассы М-4, которой еще только суждено быть построенной. Представители Минтранса уже успели неоднократно подчеркнуть, что плату за проезд начнут взимать только тогда, когда появится альтернативный бесплатный проезд, а сама М-4 не увеличится с четырех до шести полос. Общая ориентировочная стоимость этого пилотного проекта составляет 2, 6 млрд. рублей, а его ввод в эксплуатацию запланирован на 2007 год.
Организация платного автодорожного сообщения с аэропортом Домодедово станет также и показательным проектом. Ведь в отличие от зарубежных стран, где платные автобаны, авторуты и хайвеи используются давно и успешно, Россия пока лишь только начинает пробовать свои силы, пытаясь решить свою "дорожную" беду. Хотя утверждать, что основной причиной, подтолкнувшей Минтранс к этому эксперименту, стал опыт развитых государств, было бы неверным. Положительному решению премьера предшествовали детальные исследования ситуации в дорожном хозяйстве, в которых приняли участие эксперты самых различных областей: юристы, экономисты и технологи.
В результате "за" становление платных дорог набралось больше голосов, нежели "против". В частности, программа "Дороги России XXI века" позволит упорядочить и разгрузить потоки автомобилей, повысит безопасность движения, создаст дополнительные рабочие места, притом не только в дорожном хозяйстве.
Охладить же пыл скептиков, выступающих против платного проезда, должны "за" , которые принесут очевидную выгоду самим автовладельцам. Во-первых, платные дороги значительно сократят время в пути: на подобных трассах будет введено ограничение минимальной скорости движения. Во-вторых, высококачественные асфальтовые покрытия новых дорог снизят не только аварийность, но и износ автотранспортных средств. В-третьих, невиданные доселе в России условия езды сократят расход бензина, а это прямая экономия для водительских кошельков.
На сегодняшний день Министерством транспорта определено примерно 20 дорожных участков, на которых автомобильные потоки сверхвысоки и достигают 30 тысяч машин в сутки. Именно этим дорогам вслед за "домодедовской" трассой суждено стать платными. В Московской области таковыми, по мнению представителей Минтранса, раньше прочих станет дорога в аэропорт Шереметьево, а также сообщения Москва-Голицыно и Москва-Ногинск. У Северной столицы появится платная дорога Санкт-Петербург-Тосно, а также Западный скоростной диаметр (объездная дорога вокруг Питера).
Однако судьба этих планов напрямую зависит от того, какой результат принесет первый в России платный участок трассы М-4.