Перейти к основному содержанию

Главная      Эх дороги...

Эх дороги...

о километрах и рублях

ИЗВЕСТНОЕ российское присловье относит наши дороги к числу двух главных тревог, "допекающих" страну. Оно, конечно, не без этого: при наших-то просторах шоссеек напастись - задача что надо. И все-таки будем справедливы: за последние десятилетия дороги с твердым покрытием соединили Волгоград и со столицей, и с соседними регионами, и со всеми райцентрами. Тем не менее интересы дальнейшего и экономического, и социального развития региона настоятельно требуют новых шагов в этом направлении.

Какие же из них и каким образом предполагается реализовать в следующем 2005 году? - таков был первый вопрос, заданный нами начальнику управления "Волгоградавтодор" С. В. РЕЗНИКОВУ. Сергей Викторович отвечал обстоятельно.

- В августе с. г. Государственная Дума отменила ряд ранее действовавших правовых актов, в том числе закон "О дорожных фондах", принятый в 1993 г. Фактически же формирование этих фондов прекратилось уже с прошлого года, когда финансирование на строительство и содержание дорог стали выделяться непосредственно из бюджета. Правда, на местном уровне закон Волгоградской области еще сохранял свою силу.

Однако при формировании областного бюджета на 2005 год финансово-казначейское управление обладминистрации, с учетом отмены соответствующего федерального нормативного акта, уже не предусматривает создание целевого территориального дорожного фонда. А выделение средств на строительство и содержание дорог должно теперь производиться непосредственно из областного бюджета.

В принципе, эта перемена, скорее всего, не ослабит финансирование дорожных работ. На эти цели должны направляться средства от уплаты акцизов на нефтепродукты, земельного и транспортного налогов. Здесь, впрочем, еще существует немало неувязок с другими действующими законами; надеемся, что их удастся благополучно преодолеть.

Во всяком случае, большое внимание нам придется уделить строительству и ремонту так называемых региональных дорог. Это основные магистрали, которые будут связывать областной центр с муниципальными образованиями. Такие, как, например, Камышин- Котово, Жирновск-Рудня, Елань- Новоаннинский, Новоаннинский- Алексеевка, Михайловка-Серафимович, Суровикино-Клетская и другие. Их поддержание в должном состоянии потребует немало средств, но эти затраты станут немедленно приносить весомую отдаСледует принимать во внимание и то, что в области сегодня разработан целый ряд программ социально-экономического развития, которые так или иначе требуют нашего участия. К таким принадлежит, к примеру, проект освоения территории, прилегающей к нашей

природной жемчужине - озеру Эльтон. И поскольку реализация такого проекта неразрывно связывается с прокладкой в этот район надежной автотрассы, то и средства на эти цели, на наш взгляд, должны концентрироваться не в местных муниципальных образованиях, а в областном бюджете. То есть целевой дорожный фонд все же необходим, иначе деньги станут "растекаться" но штопание всевозможных "дыр", и нужного эффекта мы не достигнем.

- Значит, в областном бюджете на 2005 год целевой дорожный фонд так или иначе должен быть обозначен?

- Полагаю, что да. Сома история за это. Ведь по-настоящему в нашей стране взялись за дорожное строительство в 60-е годы минувшего века, после того как было принято правительственное постановление о порядке выделения средств но эти цели. Для каждого предприятия предписывалось отчислять для дорожного строительства определенный процент. В нашей области с той сомой поры началось строительство автотрассы на Москву, на Саратов и Сызрань. А в восьмидесятые годы, с принятием того самого закона о дорожных фондах, у нос вообще начался бум дорожного строительства. Каждый год сдавалось тогда в эксплуатацию по 500-600 километров новых трасс. Я тогда как раз в Рудне работал, так вот, в 1988 году мы соединились с Еланью, а в 1985 г. Елань соединилось с Михайловкой, в 1983 г. Елань соединилась с Новоаннинским. А ведь ранее здесь пролегали обыкновенные грунтовки, перемежаемые чахлыми (чаще всего деревянными) мостиками. И как следствие, в округе с наступлением распутицы 2-3 месяца в году никакого транспортного сообщения не было, кроме железнодорожного. Разумеется, не будь в ту пору специальных дорожных фондов, таких преобразований мы бы не достигли.

На федеральном уровне в 2002 году на эти цели направлялось до 3% от валового внутреннего продукта (ВВП). В нынешнем -

всего 1,3%. А коли, как говорится, кривая пошла вниз, то и дороги стали хуже, а с этим связывается и повышенный расход ГСМ, и преждевременный износ подвижного состава, и существенный рост транспортной составляющей в стоимости товаров.

Президент РФ В. В. Путин в своем ежегодном Послании недавно касался этих вопросов. Но конкретных результатов пока не последовало. Правда, в мое с.г. правительством была сделана попытка разработать программу дорожного строительства в стране до 2025 года. Но затем ее благополучно предали забвению. Разумеется, подобное ни к чему хорошему привести не может. И в масштабе области недостаточная консолидированность средств на дорожные цели отнюдь не приблизит решение поставленной В. В. Путиным задачи - обеспечения полной транспортной доступности каждого поселения.

- В областной Думе в скором времени ожидается принятие бюджета на 2005 год. Будут ли в нем учтены высказанные вами пожелания и предложения?

- В случае его одобрения в варианте, предложенном обладминистрацией, - то да, это нас устроит. Ибо это будет означать выделение средств на дорожные цели в пределах 1,7 млрд. рублей.

- Это сопоставимо с масштабами нынешнего года?

- С учетом инфляции - да, сопоставимо.

- Сели названные средства будут выделены, то куда их прежде всею станете направлять? Поскольку со всеми райцентрами дороги с твердым покрытием уже имеются, то не придется ли сделать основной упор на обеспечении такой же связи между райцентрами и более мелкими селениями и хуторами? Мне вот недавно довелось побывать в селе Романовне Ольховского района, которое из-за отсутствия надежного транспортного сообщения с райцентром буквально "тает" на глазах...

- Будем в этой ситуации исходить из того, что имеем здесь и сейчас. Отсюда и стратегия, и тактика нашего дорожного развития. И тут я должен поправить самого себя: сказанное ранее можно истолковать, будто дорожников полностью устраивают касающиеся их строчки проекта бюджета на 2005 год. На самом деле это, конечно, не ток. Ибо для того, чтобы наши дороги отвечали задачам сегодняшнего дня, мы должны ежегодно капитально ремонтировать их не менее 600 километров. Если учесть, что при этом на каждый километр надо затратить не менее 5 млн. рублей, получается, что только на эти цели требуется сумма почти вдвое больше заявленной в проекте бюджета. И соответственно вместо 600 километров мы ежегодно ремонтируем в лучшем случае 150. Остальные 450 содержим кок Бог на душу положит.

В этих условиях на новое дорожное строительство средств практически не остается. Хотя проблем вроде тех, которые донимают жителей упомянутой вами Романовки, полным-полно в каждом сельском районе. Чтобы как-то выйти из положения, волей-неволей приходится искать пути удешевления дорожных работ. Тем более поскольку цены на все материалы растут и растут непомерно. Приобретаем новую технику, которая позволяет снизить стоимость строительства каждого километра дорог примерно на 30%. Работаем со всеми местными материалами, которые имеются у нас в области; их "работоспособность", правда, несколько ниже предусматриваемой стандартами, однако, кок говорится, обстановка вынуждает. Ведь у нас на сегодня в области около 900 населенных пунктов не связаны с внешним миром дорогами с твердым покрытием. Соответственно на новое строительство нужно направлять средства, на будущий год они предусматриваются в объеме 250 млн. рублей. Конечно, это очень мало, если учесть, что стоимость каждого нового километра приближается к семи миллионам. В лучшем случае эта четверть миллиарда позволит соединиться с Саратовской областью по Левобережью, с Ростовской - в направлении Волгодонска, а также продолжить строительство трассы на Эльтон и на Даниловку - через Фролова кратчайшим путем.

Я зною - нынче у нос немало охотников оспорить даже нынешние минимальные бюджетные ассигнования на дороги, "ужать" их в еще большей степени. Однако ведь плохие дороги - это удорожание перевозок, а стало быть, и перевозимых товаров, а вместе с тем, и рост цен в магазинах. Ну а кто за такое проголосует с чистой совестью?

- в прессе все чаще раздаются предложения сделать дороги платными и за счет этого упростить их ремонт и новое строительство. Ваше к этому отношение?

- Нынче у многих бизнесменов накоплены значительные свободные средства, их вполне можно было бы привлечь в нашу отрасль, обеспечив при этом их возвратность и получение определенной прибыли. Пока с этим сложно, однако на будущее - почему бы и нет?

Между прочим, я не упомянул еще об одной стройке, на которую в 2005 году предполагается выделить только из областного бюджета 350 млн. рублей. Это возведение моста через Волгу. Так вот, с его завершением проезд по нему будет только на платной основе. При этом переход через плотину ГЭС останется бесплатным, однако пользование им будет ограничено, в частности для грузового транспорта он будет закрыт. Мы ожидаем, что такой статус нового сооружения привлечет к нему инвесторов, особенно тех, кто заинтересован обеспечить себе место для обустройства прилегающей территории, создания инфраструктуры (кемпинги, станции техобслуживания, АЗС и т. д.). Я уж не говорю о том, что с завершением строительства моста открывается кротчайший автодорожный путь в Казахстан, к астраханским портам на Каспии и т. д.

Так или иначе, а в Государственной Думе уже внесен законопроект о платных дорогах и о порядке пользования ими. С его принятием мы сможем поговорить об этом предмете более подробно.

- Вернемся к вопросу, который очень интересует наших читателей: существуют ли какие-либо ориентиры насчет сроков завершения строительства у нас моста через Волгу?

-Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить:

на 2007 год намечается готовность первой очереди - от Мамаева кургана до Краснослободска - мостового перехода. При этом финансирование работ, которые предстоит выполнить в 2005, 2006, 2007 годах, в принципе уже выстраивается. В общей сложности, с учетом всевозможных субсидий и заимствований, оно составит около 3,4 млрд. рублей; примерно такие же суммы придется потратить и в 2006, и в 2007 году. Ну а полное завершение всего комплекса возможно к 2017 году.

- Спасибо за интервью.