Перейти к основному содержанию

Главная      Телефон с "человеческим лицом"

Телефон с "человеческим лицом"

Samsung хочет проникнуть на европейский рынок сотовой связи третьего поколения (3G), который, по расчетам компании, начнет быстро расти летом 2005 года. Samsung нацелилась на верхний и средний ценовые сегменты, в качестве орудия атаки выступает коллекция трубок, насчитывающая 13 моделей.

В ноябре глава крупнейшего в мире международного оператора сотовой связи Vodafone Арун Сарин объяснил наконец Европе, каким будет ее телекоммуникационное будущее. Сарун заявил, что Vodafone берет курс на сотовую связь третьего поколения (3G) и что к марту 2006 года он рассчитывает на 10 млн пользователей 3G в сети Vodafone. На европейские лицензии 3G Vodafone потратил $31 млрд. Вернуть себе эти деньги оператор намерен при помощи передачи видеоинформации, телевизионного контента, 30-игр и музыки.

После заявления Саруна в ближайшие месяцы окажутся невостребованными миллионы телефонов стандарта GSM, которые не умеют передавать видеосигнал и поддерживать 30-игры. Наиболее платежеспособная европейская аудитория начнет менять телефоны второго поколения на телефоны 3G. Таким образом, в Европе формируется новый рынок трубок емкостью в несколько миллионов экземпляров в год.

Корпорация Samsung встретила это известие во всеоружии. На состоявшемся в октябре в Шанхае глобальном Road Show Samsung заявила, что планирует прорваться на еще не существующий европейский рынок 3G. О том, как это будет происходить, читателям "К°" рассказывает вице-президент по глобальному маркетингу департамента мобильных средств связи Дэниел Чанг.

- Как выглядит рынок 3G сегодня?

- Глобального рынка еще нет. Япония, первой запустившая 3G, развивается в технологическом смысле изолированно. В Европе можно говорить об отдельных экспериментах, которые ведут в Италии и Германии Hutchison и Vodafone. Настоящая конкуренция начнется во второй половине 2005 года, когда Vodafone, Orange, T-Mobile возьмутся за 3G всерьез (интервью состоялось за несколько дней до заявления Аруна Сарина. - Прим. "Ко").

- Samsung уже знает, как будет действовать во второй половине 2005 года?

- Наша SG-стратегия строится на двух базовых принципах: современные технологии плюс дизайн. Для Западной Европы мы разработали модели С105 и G107, еще одну планируем показать в конце 2004 года. Наконец, в 2005-м мы выведем около десяти моделей телефонов европейского стандарта третьего поколения UMTS.

- Какие дизайнерские идеи будут доминировать в телефонной моде 3G?

- Электроника становится товаром категории Luxury, это относится и к телефонам. Если говорить о конкретных дизайнерских решениях, то мы продолжим линию раскладывающихся телефонов. Кроме того, появятся так называемые sliders (со сдвигающимся корпусом, открывающим клавиатуру. - Прим. "К°") и скручивающиеся модели.

- А какие технологические решения заложены в новую коллекцию?

- Способность "захватить" и обработать огромные объемы информации. Одно из главных отличий от телефонов нынешнего поколения - способность передавать и получать видеоинформацию.

- Как вы позиционируете ЗС-модели?

- Мы предназначаем их для высшего и среднего сегментов. Именно поэтому мы уделяем такое внимание дизайну - для высшего и среднего ценового диапазона очень важно, чтобы телефон был изящным. Здесь есть сложные инженерные задачи: сервисы 3G - например, передача видеоинформации - очень энергоемки, но источник энергопитания телефона не должен быть громоздким.

- Какова будет цена этих моделей?

- Сейчас сказать трудно, но обычно мы ищем не высокую и не низкую, а "правильную" цену, то есть подходящую именно для этого продукта.

- Ваша ЗG-коллекция предназначена для мобильных развлечений или для бизнеса?

- Мы готовы к любому повороту событий. Если 3G-операторы будут делать ставку на развлечения, то в нашем портфеле они найдут подходящие модели. То же самое можно сказать о ситуации, если операторы решат продвигать 3G-сервисы для бизнеса.

- А какой из этих двух сценариев маркетологи Samsung считают более вероятным?

- По нашему мнению, из возможностей 3G будут прежде всего востребованы передача видеоинформации, мобильные развлечения и географические сервисы - я имею в виду, например, возможность платить с помощью телефона за проезд по платной дороге.

- Вы будете продвигать SG-коллекцию вместе с операторами?

- По крайней мере с некоторыми из них. Так, мы имеем соглашение с Vodafone и уже проводили совместные промоакции.

- Но ведь рынка как такового еще нет, для чего нужны эти акции?

- Есть ЗG-сети в отдельных странах Европы. Спрос на 3G-терминалы поначалу будет ограниченным. Операторы понимают это, но вынуждены проводить рекламные мероприятия, чтобы позиционировать себя в качестве современных компаний, способных оказывать сейчас или в ближайшем будущем самые передовые услуги.

- На базе какой операционной системы будут работать ваши новые модели?

- В мире есть несколько производителей операционных систем для мобильных устройств - Symbian, Microsoft, Linux, Palm. Мы не знаем, какая из них будет доминировать в будущем, поэтому ведем исследования во всех перечисленных направлениях.

- Тем самым вы финансируете исследования, которые в перспективе окажутся "лишними" , и значительно утяжеляете бюджет проекта?

- Да, мы вынуждены финансировать исследования и двигаться "широким фронтом" , но иного пути выхода на новые рынки нет. Расходы на исследования и рекламу новых продуктов - это плата за то, чтобы попасть в завтрашний день.

- Nokia, Ericsson и другие производители организуют форумы разработчиков, которые на условиях аутсорсинга создают "наполнение" для подобного рода моделей, а как разрабатывает приложения Samsung?

- Есть разные пути того, как можно создавать приложения. Названные вами производители идут по публичному пути, тогда как Samsung - по корпоративному. Имеется в виду, что разработчики приложений организованы в группы и работают внутри компании.

- Вы не боитесь, что победному шествию 3G помешает технология передачи данных Wi-Fi и ее более продвинутая разновидность WiMAX, созданные компьютерными компаниями?

- Это невозможно, у Wi-Fi и UMTS разные цели, эти технологии не враждуют, но дополняют друг друга. Другое дело, что развитие 3G может в разных странах идти с разной скоростью - на переход от мобильной связи второго поколения к третьему каждому рынку потребуется свое время.

- Ваша 3G-коллекция появится в России?

- Вполне вероятно - тогда, когда в ней возникнет потребность, то есть когда в России будут развернуты сети 3G.

***

ЧТО ТАКОЕ SAMSUNG ELECTRONICS

Подразделение корпорации Samsung. Производитель полупроводников, мобильных телефонов, жидкокристаллических панелей, телевизоров, DVD-проигрывателей, мониторов, видеокамер и других товаров сектора потребительской электроники. Объем продаж в 2003 году - $54, 2 млрд, штат 88 447 человек. В секторе мобильных телефонов Samsung контролирует, поданным исследовательской компании Strategy Analytics, 13, 54 %, тогда как доля Nokia составляет 30, 6 %, Motorola -13, 9 %.

Данные третьего квартала 2004 года

***

ДАМСКИЕ ШТУЧКИ

Никто до Samsung не пытался делить электронику на мужскую и женскую. "Автомобилестроителям потребовались десятилетия, чтобы заметить женщин-водителей как целевую аудиторию. Производителям телефонов потребовалось для этого десять лет" , - говорит руководитель департамента маркетинга в странах СНГ российского представительства Samsung Сергей Певнев.

Корпорация Samsung раньше других производителей почувствовала усталость потребителя от сложности и "заумности" приборов бытовой электроники и растерянность от их "безадресности". В конце XX века компания начала работать над "очеловечиванием" электронных устройств, уделяя особое внимание дизайну. Так появились красный ноутбук для женщин, телефон со стразами, телефон, одновременно использующийся в качестве зеркала... Телефон в исполнении Samsung - это не просто аппарат для передачи информации, но выразительный аксессуар, вписывающийся в эмоциональный мир своего владельца. Этот курс совпал с движением брэнда Samsung в сторону сектора premium: в конце 1990-х компания решила обновить содержание брэнда, связав его в сознании потребителя с секторами high end и middle end. Курс на luxury обеспечил корпорации начиная с 2002 года место (наряду с Nokia и Motorola) в тройке мировых лидеров по продажам мобильных телефонов. Телефоны 3G по определению должны быть luxury -опыт европейских операторов показывает, что сервисы нового поколения (от 50 евро в месяц) интересуют прежде всего обеспеченную публику.

В Samsung полагают, что благодаря выразительному дизайну телефонов компания сможет противостоять натиску других производителей, желающих прорваться на европейский рынок ЗС-трубок - в этом секторе будет нешуточная битва, ведь помимо Samsung оператор сотовой связи Vodafone заказал около десяти моделей компаниям Sharp, Sony-Ericsson и Motorola.