Дорогой роста
За последний год в Приморье реконструировано 58 км дорог краевого значения, капитально отремонтировано около 200 км улиц в муниципальных образованиях. Высокие объемы строительства являются залогом успешного развития края. Местная экономика получает стимул уже тогда, когда дорогу только делают, а любая новая трасса добавляет возможностей для роста территории.
Больше и лучше
Основная часть приморских дорог строилась в 40-50 гг. прошедшего столетия, естественно, их покрытие и пропускная способность совершенно не соответствуют современным требованиям. Одной из приоритетных задач администрации края является улучшение транспортной инфраструктуры. Как отмечает вице-губернатор Владимир Розенберг, политика краевой администрации заключается в том, что необходимо не только поддерживать в надлежащем состоянии существующие трассы, но и постоянно развивать дорожную сеть.
2004 год является показательным в том смысле, что построено и заасфальтировано было больше, чем когда-либо за последние 10 лет. Завершена автодорога гострасса - Зарубино, введен в строй 9, 5-километровый участок дороги Владивосток - Находка, 8 км трассы Раздольное - Хасан, участок автодороги Дальнереченск - Рощино - Восток-2 и т.д. Практически во всех муниципальных образованиях шел ремонт местных дорог и улиц в рамках краевой целевой программы. Отдельно стоит выделить запуск Некрасовского путепровода во Владивостоке. Совокупные инвестиции в дорожное строительство в 2004 г. составили около 2, 8 млрд руб.
Как окупаются дороги
Американские экономисты посчитали: $1, вложенный в строительство дороги, приносит $9 отдачи. Гипотетической отдачи от приморских автотрасс никто пока не подсчитал, однако местные ученые согласны с американскими коллегами в том, что с точки зрения развития экономики совершенствование транспортной инфраструктуры - направление весьма перспективное.
Директор Международного института конъюнктуры и прогнозирования Александр Латкин отмечает: само по себе дорожное строительство благотворно отражается на экономике. Во-первых, это большое количество рабочих мест. Во-вторых, дорожно-строительные работы дают значительный мультипликативный эффект: попутно оживляются строительная индустрия, бутощебеночные, асфальтовые заводы, ремонтные предприятия.
Хорошая автотрасса составляет в сфере транспортной инфраструктуры конкуренцию железнодорожным путям. "Раньше перевозка грузов из приморских портов осуществлялась только по железной дороге, - говорит директор МИКП, - а теперь есть дорога от Находки до Совгавани. Предприниматель в состоянии выбирать то, что ему выгоднее: либо отправить контейнер по ДВЖД, либо фургон по автодороге". Наличие альтернативы сдерживает рост ж/д тарифов и способствует улучшению качества перевозок.
Хасанский коридор
Реконструкция дороги в Хасанский район практически заканчивается. Соответственно, "открывается" самая привлекательная для туристов территория края. Уже сейчас жители Дальнего Востока, узнав о том, что на Хасан построена нормальная дорога, массово приезжают сюда летом на отдых.
Автомагистраль должна внести существенный вклад и в привлечение туристов из Китая. В настоящее время они приезжают в Приморье в основном из Суйфэньхэ и Дунина через переходы в Пограничном районе. Основной поток туристов - небогатые жители северо-западных провинций.
Между тем гораздо перспективнее смотрятся планы привлечения гостей с юга Китая. Если посмотреть на карту КНР, то обнаружится, что всего в 100 км от перехода в Краскино (Хасанский район) находится город Яньцзи. Это крупный промышленный и культурный центр, столица Корейского автономного округа. Здесь расположен крупнейший международный аэропорт, налажены прямые авиарейсы с Гонконгом и Шанхаем. В привлечении туристского потока из богатых южных областей КНР не последнюю роль должна сыграть реконструированная "хасанская" дорога.
Мостостроительство
Губернатор Сергей Дарькин, открывая 15 ноября Некрасовский путепровод, заявил, что в настоящее время краевая администрация ищет инвесторов, готовых вложить деньги в строительство моста с материковой части Владивостока на остров Русский. На обоснование инвестиций и проектно-изыскательские работы в краевом бюджете-2005 заложено 15 млн руб.
Удобный доступ на остров сделает прекрасные рекреационные территории более доступными для приморцев, и, опять же, послужит привлечению туристов. На Русском, кстати, запланировано возведение современного океанариума.
Более 100 лет владивостокцы вынашивали проекты моста через бухту Золотой Рог. Вероятно, в ближайшее время мечты многих поколений наконец-то будут осуществлены - ведутся поиски инвесторов под строительство понтонного моста. Преимущества, которые получит столица Приморья с появлением короткого пути из центра города на полуостров Голдобина, обсуждались на страницах печати много раз. Ясно, что экономия бензина будет колоссальной, уменьшится плотность транспортного потока на существующих магистралях, соответственно, меньший ущерб будет наноситься экологии. Многочисленные предприятия, расположенные на полуострове, снизят издержки на транспортировку грузов, а значит, получат возможности для экономического роста. Мост через Золотой Рог обещает стать еще одной достопримечательностью города, и, опять-таки, послужит привлечению потока туристов.
Миссия первооткрывателя
Платные дороги всю отрасль не вытянут
Дорожно-строительные достижения
40 депутатских километров
Медвежий угол