Электронные проверки на дорогах
Система распознавания автомобильных номеров "Поток", способная в считанные мгновения прочитать номерной знак мчащегося По трассе авто, проверить его по базе данных розыска, занести номер, дату, время проверки, направление движения в память компьютера вместе с фотографией автомобиля, создана специалистами фирмы "РОССИ".
Эта фирма - головное предприятие одноименного концерна - одного из лидеров российского рынка безопасности, объединяющего четыре компании в трех российских городах: в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Концерн "РОССИ" предлагает и обеспечивает проектирование, монтаж, сдачу "под ключ" систем безопасности любого уровня сложности, сервисное обслуживание в гарантийный и постгарантийный период эксплуатации оборудования, поставку оборудования со склада, отправку железнодорожным или авиатранспортом в любой регион страны.
Принцип работы аппаратно-программного комплекса "Поток" прост и ясен. Участок трассы просматривается видеокамерами, изображение с них поступает в компьютер, который может находиться за сотни метров от пункта контроля. Программная обработка номерного знака (распознавание - запись - проверка по базам) делается с высочайшей скоростью, пока автомобиль проезжает зону контроля видеокамеры. Фиксируется номер автомобиля, время, дата его проезда и направление движения. Вся эта информация заносится в базу регистрации (журнал проезда), туда же записывается стоп-кадр с фотографией автомобиля. Далее номер проверяется по базам данных розыска. Они могут быть федеральными, местными, специализированными, локальными.
Поддерживаются несколько форматов баз данных. Если необходимо, АПК "Поток" позволяет создавать базы данных непосредственно на постах. Это возможность контролировать не только автомобили, находящиеся, например, в розыске, но и те, которые нуждаются в постоянном досмотре, так называемый "черный список". Поиск разрешен не только по полному номерному знаку, но и по его элементам.
Набор реакций АПК "Поток" на выявленный автомобиль широк. Первое - фотография автомобиля на экране компьютера с указанием базы данных, по которой произошло обнаружение, и полная информация из этой базы о самом автомобиле, а также инициаторе внесения.
Второе - звуковое оповещение. Оно производится как на компьютерные динамики внутри помещения, так и на внешние громкоговорители. Третье - выполнение действий внешних устройств, например светофора: При обнаружении номера автомобиля в базе данных розыска система автоматически переключит на нужном направлении разрешающий зеленый сигнал светофора на красный. Это актуально на постах, где имеется высокоскоростной, плотный, многорядный поток движения.
Нарушителю режима проезда можно предъявить не только электронные фотографии его проезда, например, с запрещенной скоростью, но и распознанный номер. Если такой автомобиль скроется с места происшествия, его номер можно внести в оперативную базу данных для последующего розыска.
Мгновенная проверка номеров - не единственная функция системы. При увеличении количества установленных систем большое значение приобретает возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий по журналу регистрации. В нем сохраняются данные о проезде всего транспорта, а значит, можно получить не только статистику, но и в любой момент времени запросить информацию о факте проезда конкретного автомобиля, времени проезда, увидеть автомобили, которые ехали до или после искомого. Можно выявить автомобили с близким цифробуквенным рядом, получить список автомобилей за ограниченный временной промежуток.
Подобная информация позволяет раскрывать преступления, получать доказательства для следствия. Именно таким образом в разных регионах уже раскрыто несколько опасных преступлений, даже убийств. Если они совершаются с участием транспорта и в направлениях, контролируемых системой "Поток", то, зная предположительное время "Ч", достаточно выявить одинаковые номера, которые зафиксированы по каждому случаю. Список таких автомобилей обязательно будет коротким. Далее собственно следственные мероприятия.
Аналогичная задача - расследование случаев, связанных со скрывшимися с места происшествия автомобилями, т.н. ДТП без свидетелей. Если инцидент произошел в относительной близости от поста, оборудованного АПК "Поток", можно, прикинув приблизительное время проезда к месту ДТП, определить список возможных участников или хотя бы свидетелей происшествия. Расследование получает шанс оказаться раскрытым, даже если сам нарушитель не проезжал зону контроля, но его могли видеть на трассе те, кто системой зафиксирован.
Специально для улучшения применения АПК "Поток" в таких мероприятиях в нем появилась новая функция - регистрация в журнале информации всех автомобилей без исключения, в том числе и тех, у которых нет номерного знака или он абсолютно не читаем. В журнале вместо символов номера запишется: "НЕТ НОМЕРА", но сохранится картинка с изображением самого автомобиля. Для проверок по базам данных такая регистрация бессмысленна, а вот для последующего расследования - ценнейший материал.
Эффективность применения очевидна: количество выявленных транспортных средств на оборудованных постах по разным категориям поиска возрастает в 4-6 раз.
Сфера применения "Потока" не ограничивается целями дорожных служб. Его можно использовать везде, где нужен или желателен контроль за транспортом. На стоянках, паркингах, автозаправках, на таможенных терминалах, при проезде на охраняемые территории, на въезде на платные дороги. Программное обеспечение полностью универсально, и для каждого конкретного случая пользователь может его настроить нужным образом - только подключить необходимые функции.
Аппаратно-программным комплексом "Поток" оборудованы 84 поста КПМ ДПС в 32 регионах России. Комплексы успешно действуют в странах СНГ, Балтии, в Голландии, Италии, Греции, других европейских странах, на Кубе, в Бразилии и Тайване. Используются они как дорожной полицией, так и на пограничных переездах. Более 150 комплексов установлено в России для контроля проезда на охраняемые территории: на заводы (нефтегазового комплекса, металлургические, оборонные и т.д.), на территорию банков, правительственных учреждений, таможенных терминалов.
Полосу подготовил обозреватель "ТР" Сергей ДВИГАНЦЕВ.