БОЛЬШОЙ БИЗНЕС НА КУБАНИ
ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ СОБЫТИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ОКТЯБРЕ СТАЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "КУБАНЬ-2004", ПРОШЕДШИЙ В СОЧИ ПОД ДЕВИЗОМ "ИНВЕСТИЦИИ - ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ". В РАМКАХ ФОРУМА ПРОВЕДЕНО 25 КРУГЛЫХ СТОЛОВ НА РАЗЛИЧНЫЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕМЫ, А ТАКЖЕ ДВЕ ВЫСТАВКИ - "ИНВЕСТИЦИОННАЯ ГАЛЕРЕЯ КУБАНИ" И "ДАРЫ КУБАНИ".
Смотр потенциальных возможностей Краснодарского края вызвал большой интерес у российских и зарубежных инвесторов. Масштабность форуму придало участие в нем нескольких федеральных министров (Германа Грефа, Игоря Левитина, Юрия Трутнева), полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, послов и представителей торговых миссий 21 государства и более 150 иностранных компаний, политиков, руководителей крупных российских корпораций и банков, ученых и общественных деятелей.
Инициаторы проведения форума - администрация и ТПП Краснодарского края - в качестве приоритета выбрали работу по созданию благоприятного инвестиционного климата на Кубани.
Практика показала эффективность такой стратегии. По показателям инвестиционного риска край переместился с 14-го на 10-е место, по оценке инвестиционного потенциала - с 10-го на 9-е место. В 2002 году объем иностранных инвестиций составил 185,1 млн. долларов, в 2003 году эта цифра выросла до 242,2 млн. долларов. Мировое рейтинговое агентство Standard & Poor's присвоило этим летом краю рейтинг "В+стабильный".
На форуме было представлено около 200 инвестиционных проектов общей стоимостью свыше 6 млрд. рублей. "Гвоздем" программы стали несколько проектов, среди которых можно выделить следующие: проект дальнейшего развития туристического комплекса международного класса "Красная поляна", строительство под Туапсе туристско-развлекательного центра "Остров Югра", проекты развития транспортного и агропромышленного комплексов, строительных предприятий.
Инвестиции в черноморский курорт
Самое уникальное богатство Кубани - черноморские курорты. Сегодня они - единственная в стране мощная оздоровительная зона, не уступающая по своему потенциалу большинству зарубежных. По мнению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, без инвестиций развитие курортов невозможно. Например, для освоения проекта в поселке "Красная поляна" (зимний сезон - - горнолыжный комплекс, сноуборд, аттракционы, летний - конный и велотуризм, альпинизм, парапланеризм, рафтинг по горным рекам и т. д.) необходимы инвестиции в объеме около 1,5 млрд. долларов. Для строительства искусственного насыпного острова в Черном море ("Остров Югра") нужно около 60 миллионов долларов. Кстати, этот инвестиционный проект не имеет аналогов в России. На искусственном острове площадью 4,5 гектара, соединенном с материком 150-метровым мостом, построят аквапарк, дельфинарий, эллинг, пятизвездочную гостиницу, казино.
Свои проекты, требующие привлечения значительных финансовых средств, разработали многие известные курорты в районах Анапы, Геленджика, Ейска, Новороссийска, "большого" Сочи. Поэтому, как считает Александр Ткачев, необходимо создать специализированные экономические зоны на российских курортах. В мировом туризме такая практика приносит реальные плоды (Кипр, Турция, Тунис). "На мой взгляд, применение льготного налогообложения, уменьшение таможенных пошлин обернутся дополнительными поступлениями в бюджеты всех уровней, обеспечат высокую привлекательность курортного бизнеса", - сказал на форуме губернатор края.
Интересное предложение прозвучало и в выступлении экс-вице-премьера Правительства России
Александра Шохина. "В крае стоит создать региональный инвестиционный фонд. Заложить туда все активы, которые есть у региона, а также привлечь средства федерального центра (например, при квотной приватизации федерального имущества продать часть активов в такой региональный инвестиционный фонд).Совместные активы региона и Федерации станут тем "якорем", который привлек бы частных инвесторов. Денег в него можно будет собрать гораздо больше, чем аккумулировано внутри региона. Тогда появится возможность реализации инвестиционных проектов, в том числе маневрируя ресурсами", - пояснил Александр Шохин.
Транспортные узлы
Одной из самых обсуждаемых на форуме тем была транспортная, ведь Краснодарский край наряду с разветвленной сетью железных дорог и автомагистралей имеет и уникальные возможности, связанные с развитием морского транспорта и его инфраструктуры. Поэтому большой интерес вызвал проект развития крупнейшего морского узла - Новороссийска. Впервые на одном стенде были представлены в экспозиции под единым брендом - Управляющей компании ТПС ведущие предприятия Новороссийска (среди которых морской торговый порт, комбинат "Импортпищепром", "Новорослесэкспорт" и ряд других). УК ТПС (т. е. "Транспорт. Промышленность. Стивидорный бизнес"), создана по инициативе администрации Краснодарского края (среди учредителей УК также Финансовая корпорация "УРАЛСИБ" и "Русский генеральный банк", которые занимаются осуществлением крупных проектов на Кубани).
По общему объему грузов УК ТПС входит в десятку европейских и сорок крупнейших международных стивидорных компаний и терминалов (в 2003 году суммарный объем отправленных грузов составил 70 млн. тонн). Как отметил руководитель дирекции стратегического планирования УК ТПС Евгений Терентьев, координация деятельности стивидорных предприятий, входящих в ТПС, с помощью современных систем управления и логистики позволит увеличить объемы перевалки грузов через Новороссийский транспортный узел. Это подтверждается следующими цифрами - за 9 месяцев 2004 года суммарный объем грузов, прошедших транспортный узел под управлением ТПС, увеличился на 1,7 млн. тонн по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.
По мнению губернатора края Александра Ткачева, "при едином управлении все должно работать еще более эффективно". Рассчитывая на синергетический эффект и возможность привлечения более масштабных инвестиций, УК планирует усилить позиции региона в качестве стратегического международного транзитного узла. Об этом учредители УК ТПС рассказали посетившим стенд Дмитрию Козаку, Герману Грефу и другим делегатам форума.
Приоритетным направлением для развития транспортного комплекса считается возможность строительства платных автомобильных дорог. Один из таких проектов - платная дорога Абнинск - Кабардинка протяженностью около 35 км. Надо будет построить 39 мостов, 12 тоннелей, 3 развязки, что позволит сократить маршрут от Краснодара до Новороссийска на 15 км, а расстояние от Краснодара до Геленджика - на 57 км. Такая дорога увеличит грузопотоки в порты Новороссийска, а величина общего экономического эффекта при эксплуатации дороги составит более 73 млн. долларов в год.
Перспективы
Роль Кубани как ключевого региона в Южном федеральном округе высоко оценена российским правительством. Премьер Михаил Фрадков присвоил сочинскому форуму статус ежегодного и международного (такие статусы имеют также петербургский и иркутский форумы). Таким образом, география экономического пространства России замкнута именно на этих трех регионах.
Краснодарский край имеет достаточно радужные перспективы, форум - одна из ведущих площадок для установления деловых контактов, подписания различных соглашений, привлечения инвесторов. Всего лишь за три дня работы форума было подписано 10 инвестиционных проектов на сумму 32,5 млрд. рублей. А планов на будущее - значительно больше. Зарубежные инвесторы, в частности нескольких крупнейших компаний Германии, намерены существенно расширить "свое присутствие" в крае. Здесь уже успешно работают зарубежные фирмы "Кнауф", "Шеврон", "Нестле", "Тетра-Пак", "Ля Рут", "Филипп Моррис" и другие (свыше 800 предприятий с участием зарубежных фирм). Есть интересные предложения от Китая, Японии, ряда арабских государств.
И большинство инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, убеждено, что вложения в этот благодатный край окупятся сторицей.