Перейти к основному содержанию

Главная      ДОРОЖНИКИ ПЕРЕХОДЯТ НА РАССОЛ

ДОРОЖНИКИ ПЕРЕХОДЯТ НА РАССОЛ

Наступление холодов -с гололедом и снежными заносами -обостряет перманентную "полемику" между водителями, дорожниками, госавтоинспекцией, ну, и пассажирами автотранспорта, конечно. Виден ли выход из этого затянувшегося конфликта? На вопросы о тактике и стратегии дорожного строительства в Татарстане нам ответил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Александр РЕПЕНКО.

-Александр Павлович, в мае на конференции в КГУ директор московской консалтинговой фирмы "Геогроком", с которой сотрудничает Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, Владимир Бугроменко говорил о том, что жители ряда районов республики, по сути, не имеют нормального доступа к транспортным магистралям, и обозначил это термином "транспортная дискриминация". Насколько это верно?

-Не могу согласиться с этими словами. В республике ведутся большие работы по развитию дорожной сети. В 2000-2001 годах мы вводили в эксплуатацию по 700 километров дорог с асфальтобетонным покрытием. К великому сожалению, с ликвидацией Дорожного фонда и, соответственно, уменьшением доходной части темпы соединения населенных пунктов дорогами с этим типом покрытия снизились. Но работы ведутся. До конца года мы планируем ввести в строй 116 километров дорог с асфальтобетонным покрытием и привести в нормативное состояние 115 километров дорог в сельских населенных пунктах. Так что высказывание о "транспортной дискриминации" беспочвенно. Мы принимаем все меры, чтобы соединить центральные усадьбы и населенные пункты современными дорогами.

-Чем же заменить Дорожный фонд?

-К налогу на пользователя мы, видимо, уже не вернемся. Остаются транспортный налог и налог на землю. Проблема финансирования строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог стоит очень остро. Наверное, поэтому в России в этом году только три большие дорожные стройки: обходы Петербурга и Сочи и автодорога Чита -Хабаровск, то есть строительство почти не ведется. А вот мы строим дороги -на республиканские бюджетные деньги. К 1000-летнему юбилею столицы будет дорога Казань -Оренбург с подъездом к аэропорту: один участок сдан, а к празднику будет готов весь комплекс -17 километров. В рамках этой же подготовки идет строительство дороги Шали -Сорочьи Горы, которую планируем ввести в 2006 году.

-Какова должна быть протяженность дорожной сети Татарстана для удовлетворения социально-экономических потребностей республики -и как обстоит дело в реальности?

-По расчетам, плотность дорожной сети должна составлять 300 километров дорог на 1000 квадратных километров территории. На деле эта плотность, включая дороги с гравийным и щебеночным покрытием, а также без покрытия, составляет 214 километров, с асфальтобетонным покрытием -162 километра. А по Программе развития и совершенствования дорожной сети Татарстана к 2005 году планировалось иметь 201, 5 километра дорог с асфальтобетонным покрытием. К сожалению, в силу объективных и субъективных причин, среди которых и уменьшение доходной части, поступающей на строительство и реконструкцию дорог, мы еще далеки от этого.

-А достижимы ли эти заветные "300 километров"?

-Если к этому не стремиться, мы просто задохнемся от автотранспорта, которого каждый год становится больше на 20%. А прирост дорог -всего 5-7%. Без серьезного отношения к этому вопросу планировать развитие хозяйственной жизни республики невозможно.

-Сегодня все большую значимость приобретают скоростные дороги с четырьмя и более полосами движения. Какова их протяженность в Татарстане?

-12 из 17 километров дороги на аэропорт будут четырехполосными. Кроме того, пропускная способность этой трассы увеличивается и благодаря паре двухуровневых развязок: одна, в сторону Усад, уже действует, а вторая будет на повороте к аэропорту.

Другой участок первой технической категории -40 километров дороги Шали -Сорочьи Горы, где также будут две двухуровневые развязки: на пересечениях с трассой М-7 (Москва -Нижний Новгород -Казань -Уфа) и с дорогой на Рыбную Слободу.

В ноябре сдадим реконструированный шестикилометровый участок (829-й -835-й километры, от камазовского кольца в сторону Набережных Челнов) автодороги федерального значения М-7. Планируется ее полная реконструкция, но все зависит от того, получим ли мы финансирование через Федеральное дорожное агентство. Вообще же по территории Татарстана проходит 1037, 5 километра дорог федерального значения. И мы с агентством на паритетных началах ведем их реконструкцию.

Сложность в том, что решение о строительстве дороги с четырьмя полосами движения, то есть первой технической категории, принимается на основе разработанных обоснований инвестиций. В случае с М-7 основным из показателей стала интенсивность движения, которая превышает 18 тысяч автомобилей в сутки. То есть она проходит под нормативы первой технической категории. Тем более, наш участок дороги входит в состав второго паневропейского коридора. Мы все-таки надеемся, что на эту трассу обратят внимание.

Есть и еще один участок, его строительство финансируется республиканским бюджетом: Казань -Залесный. Мы планируем, что на следующий год от поста ГАИ на выезде из Казани и до зеленодольской развязки будет дорога первой технической категории.

-Специалисты не раз отмечали, что местные автодороги, как и повсюду, отражают, прежде всего, общероссийскую проблему качества. Например, говорилось о том, что во многих случаях срок службы дорожных покрытий в два раза меньше нормативного...

-За последние пять лет подход к качеству строительства дорог в республике изменился коренным образом. Девять подрядных организаций, строящих и эксплуатирующих дороги, используют высокопроизводительную технику, которая позволяет качественно выполнять все конструктивные слои дорожной одежды: асфальтоукладчики со следящей системой, производительные катки, а также мощные асфальтобетонные заводы, базы подготовки инертных строительных материалов. Возросший уровень качества строительства дорог в республике отмечен и специалистами из других регионов.

Возьмем те же дороги Шали -Сорочьи Горы, к аэропорту и Залесному -они удовлетворяют всем требованиям нормативных документов.

-Однако в республике нет высокопрочных каменных материалов...

-Для верхних слоев дорог первой и второй категорий прочные щебни, удовлетворяющие требованиям ГОСТ, привозятся из карьеров Челябинской и Свердловской областей. В том числе и поэтому строительство дорог -затея дорогая.

-По статистике, значительная часть ДТП происходит из-за плохих дорожных условий, и УГИБДД МВД РТ не раз обращало внимание на несоответствие многих татарстанских дорог нормам безопасности дорожного движения...

-Это весьма спорное утверждение. ГАИ настаивает, что 20% ДТП происходит из-за дорожных условий. Но это лишь утверждение ГАИ. Почему? Нет пока еще у дорожников, к великому сожалению, инструмента, по которому мы могли бы точно определить: да, это произошло по дорожным условиям. И вообще парадокс получается: чем лучше дорога, тем больше ДТП. Повышается скорость, с которой водители не всегда справляются. Если раньше водитель автобуса должен был иметь многолетний опыт, то теперь такого нет...

Но мы с себя ответственности не снимаем. Чего греха таить: несвоевременно устраняем гололед, снежный накат. А какая может быть вина дорожников летом, когда выполнены все виды ремонта покрытия и обочин?

-Много нареканий к дорожной разметке...

-Да, это большая проблема. Разметка, нанесенная краской, хорошо если год прослужит... Есть еще и термопластовый способ. Срок службы у такой разметки больше, но она и дороже. Лет десять-пятнадцать назад это была прогрессивная технология, но мы от нее как-то отошли. Термопласт ведь наносится на покрытие сверху, то есть имеет определенную толщину. Когда начинали снег убирать автогрейдерами, этот слой сдирали. Ну и посчитали это дело невыгодным. Сейчас мы вновь постепенно стараемся перейти к термопласту.

-Изучается ли зарубежный опыт дорожного строительства?

-Наши специалисты неоднократно выезжали за границу, знакомились с условиями работы, материалами, технологиями. Уверяю вас: все положительные наработки мы используем, это уже дает результат.

-Есть ли прогресс в борьбе с гололедицей, новые методы и материалы, помимо соли и песка?

-Эти материалы, кстати, применяются везде. Хлориды, например хлористый кальций, используются во всей Европе. Мы в большей степени пока применяем хлористый натрий. С прошлого года начали постепенно переходить на применение рассолов, что позволяет быстрее ликвидировать гололед.

Главная зимняя проблема -оперативность принятия решений. Мы недорабатываем в части получения оперативной информации о состоянии дорог. Сейчас ведутся работы по внедрению в Татарстане системы раннего оповещения и ликвидации гололеда, которая уже работает в Москве и Санкт-Петербурге. Она позволяет своевременно получить информацию о состоянии дороги и принять меры без вмешательства человека: от станций слежения информация о состоянии дороги поступает на компьютер, который, если это необходимо, дает команду на включение расположенных вдоль дороги установок, наносящих противогололедные материалы.

-А как насчет ливневой канализации: не высыхающие едва ли не круглый год лужи не такая уж редкость на дорогах?

-Это в большей степени относится к городским дорогам. Но проблема, безусловно, есть. Вода -главный разрушитель дорожной одежды. И при строительстве новых дорог надо учитывать, чтобы все они были с ливневой канализацией. В городах на это надо обратить самое пристальное внимание. Но есть еще одна проблема. Имеющаяся ливневая канализация постоянно забивается. Например, Казань сейчас представляет сплошную строительную площадку, и грязь со строек транспортом выносится на проезжую часть. Никак не можем приучить строителей к элементарным вещам: выезжаешь со строительной площадки -помой машину.

И еще. Обратите внимание, сколько в связи с этой же повсеместной стройкой грузовиков. Улицы в дневное время забиты. Почему перевозку строительных грузов нельзя перенести на ночное время?

-Сейчас много говорят о платных дорогах. Для чего они нужны и чем будут отличаться от других дорог?

-Если у вас есть транспорт, как вы считаете: лучше вам проехать по платной дороге, на которой вы сэкономите время, будете уверены в безопасности движения, а также в гарантированном сервисе, или по бесплатной -менее качественной и удобной? У нас платные дороги планируются, но пока нет соответствующего закона. Нужны инвесторы, которые будут финансировать строительство...

По словам первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павла Чернова, у республики "есть все возможности, чтобы дорога Шали -Сорочьи Горы с мостовым переходом через Каму стала первой платной дорогой в России: это реально и зависит только от того, как мы этим займемся". Это было заявлено на прошедшем в пятницу заседании коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. По хорошей традиции коллегия не была самовосхваляющей. Но наиболее критичным было, пожалуй, выступление Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, который, в частности, затронул вопрос об ответственности за состояние дорог: "Понасоздавали служб. Кто только не кормится у дороги, а начнешь спрашивать -никто ничего не знает... Но самоотверженная работа дорожников и транспортников в экстремальных условиях вызывает уважение".

Вот только хочется спросить: кто же создает эти условия? Частично ответ на этот вопрос дали "в кулуарах". Сидевший рядом дорожник в сердцах выругался и произнес: "Октябрь на дворе, а у нас разгар работы". "А в январе асфальт катать начнем. Всегда так было -и, наверное, так и будет", -поддержал его другой...