ДОРОГУ ОСИЛИТ ПЛАТЯЩИЙ?
Уважаемая редакция!
Недавно новый министр транспорта дал интервью одной из центральных газет о том, как будут решаться проблемы транспортных пробок в Москве и других городах. Надеюсь увидеть это интервью в главном дорожном журнале, который я выписывал многие десятилетия. Правда, сейчас читаю его только в библиотеке. Уж больно дорогая подписка! В.П. Журавлев, ветеран-дорожник Санкт-Петербург
Уважаемый В.П. Журавлев!
Интервью министра транспорта Игоря Левитина журналисту Ираиде Семеновой было опубликовано в "Российской газете". Сегодня мы печатаем начало интервью в той части, где речь идет о дорожных проблемах
- Игорь Евгеньевич, откуда у государства появились деньги на развитие транспортной отрасли?
- До сих пор считалось, что транспортная инфраструктура - это только забота государства. Потому частник, если и вкладывал деньги, то разве что в подвижной состав. А сегодня мы ему говорим: приходите в инфраструктуру, стройте морские терминалы, дороги, взлетные полосы. Но для этого мы должны создать ему благоприятные условия. И я уверен, что частник придет. Почему? Возьмем МКАД, который был построен на государственные деньги. Если бы мы в свое время сказали бизнесменам: дорогу строим на паритетных условиях, а придорожную землю передаем вам в многолетнюю аренду, уверен: у кольцевой дороги появилось бы столько инвесторов, чтобы построить магистраль не в десять, а в 12-14 полос движения.
Сегодня МКАД почти стоит. и назрела острая необходимость создавать новое обходное кольцо вокруг Москвы, уже на территории области. Тогда нам удастся перенаправить туда большую часть грузового и транзитного потока, освободив тем самым МКАД и ближайшие подъезды к городу для движения легкового транспорта. Появились и инвесторы, готовые вложить в это дело деньги. Однако они выдвигают одно условие: дайте нам в аренду придорожную землю на 49 лет. Сама дорога, даже если она платная, сможет окупиться не менее чем за 15-20 лет. За счет же развития придорожного сервиса этот срок может быть сокращен на порядок.
Бизнес всегда ориентирован на спрос. А на транспорте сегодня он очень высокий. Посмотрите, какими темпами растет автомобилизация населения. Поэтому мы просто обречены вкладывать и инвестировать деньги в строительство новых дорог. И инвестор, если ему создать необходимые условия, обязательно проявит интерес к участию в этих проектах...
- Интересно, сколько потребуется денег, чтобы реализовать все то, о чем вы говорите?
- На поддержание и развитие транспортной инфраструктуры всех видов транспорта требуется 600 миллиардов рублей в год. Сегодня в отрасль вкладывается лишь около 300-320 миллиардов.
- Значит, недостающие деньги планируется изыскать с помощью частников?
- Мы должны быть привлекательны и прозрачны для инвесторов. Ведь почему до сих пор частные инвестиции не шли в дорожное хозяйство? Нынешняя структура дорожного хозяйства и схема финансирования отрасли непрозрачны и запутаны: непонятно, кто является получателем денег, на какие цели они направляются, на кого оформляется собственность? Дорогами сегодня занимаются почти 400 федеральных государственных предприятий и несчитанное количество территориальных. Деньги "уходят" через эти предприятия многочисленным посредникам, которые в год закупают на миллиард рублей техники для ремонта автодорог. И когда мы начинаем выяснять, где бульдозер или экскаватор, выясняется, что часть техники забрали за долги. Зачем нужна такая схема, если обслуживание половины из 46 тысяч федеральных трасс, по крайней мере, в европейской части страны, может взять на себя бизнес. Ему надо сказать, что мы готовы подписать с ним долгосрочный государственный контракт.
Сейчас мы планируем акционировать около 75 дорожных предприятий. Хотим убедиться в эффективности данного механизма. Кроме того, предполагается создание отдельных акционерных обществ, которые будут заниматься строительством и эксплуатацией платных автомобильных дорог. Для инвестора это ясная и прозрачная схема, позволяющая четко разделить зоны ответственности между государством и бизнесом, гарантировать сохранность вложенных им инвестиций путем участия в акционерном капитале управляющей дорогой компании.
- Тем не менее несмотря на то, что вы так активно развиваетесь, складывается ощущение, что надвигается какой-то "паралич" на дорогах. Последняя новость - Мытищи закрылись для проезда.
- Это неправильно, потому что через город идет федеральная дорога. Администрация города превысила свои полномочия, это не входит в ее компетенцию.
- Возможно, это от безвыходности. Город вынужден скрываться от транзитников, потому что рискует быть просто раздавлен потоком транспорта. К тому же в Подмосковье никак не решается проблема с созданием платных дорог.
- Платные дороги строить обязательно будем. Но прежде необходимо решить вопрос с законодательной базой. В первую очередь необходим надежный механизм защиты инвесторов, которого пока нет. Во-вторых, требуется урегулировать вопросы землеотвода. Ведь что сейчас получается? Как только появляется план строительства новой платной дороги, тут же выясняется, что земля уже распродана. Действующие нормы никак не ограничивают подобные операции, потому что не прописан механизм резервирования земель.
Продолжение в следующем номере.