Эх, дороги...
Московский автомобильно-дорожный институт, а ныне -университет, по праву считается одним из центров отечественной транспортной мысли. Наш корреспондент беседует с заслуженным деятелем науки и техники РСФСР заведующим кафедрой строительства и эксплуатации дорог Александром ВАСИЛЬЕВЫМ.
- Александр Петрович, каковы тенденции развития дорожной сети страны?
- Сейчас она насчитывает около 600 тысяч километров дорог общего пользования с твердым покрытием. Из них 47 тысяч километров федеральных и свыше 500 тысяч километров территориальных трасс. Около десяти процентов составляют грунтовые дороги. Ежегодный прирост дорог общего пользования составляет 0, 8 процента. А рост автопарка - пять процентов. Удельная нагрузка на дороги непрерывно увеличивается. В последние пять лет количество автомобилей, приходящихся на каждый километр дороги с твердым покрытием, возросло с 42 до 50.
В то же время из многих населенных пунктов в межсезонье можно выбраться только на тракторе. Хотя по международным стандартам каждый крупный населенный пункт должен иметь четыре выхода, а поселки и деревни - два. Для этого нужно полтора миллиона километров дорог с твердым покрытием. В идеале же должны быть соединены дорогами все грузообразующие и грузополучающие пункты страны, в том числе рокадными трассами, исключающими перепробеги. А это еще один миллион километров. Чтобы отстроить все это за сто лет, надо ежегодно вводить по 20 -25 тысяч километров. Достичь таких темпов трудно, но приближаться к ним необходимо. Иначе нам никогда не решить проблему бездорожья.
Конечно, хорошие дороги стоят дорого, но окупаются в короткие сроки. На Севере строительство дорог обходится в 2 - 3 раза дороже, чем в южных регионах. Но главная проблема - многолетнее недопонимание важности создания дорожной инфраструктуры.
- Была же при Ельцине попытка создать дорожный фонд...
- Да, строительство дорог сдвинулось с мертвой точки. Кстати, до перестройки в стране ежегодно вводилось 11-12 тысяч километров. А потом произошел резкий спад. И в начале девяностых, как когда-то в США, был создан дорожный фонд, который позволил строить до 7 - 8 тысяч километров в год. Но нынешняя команда экономистов посчитала, что дорожный фонд не совсем рыночный источник финансирования, и заменила его общим налогом, пообещав, что объемы финансирования дорожного строительства будут сохранены. В первый год средства были найдены. Но затем все обещания забылись. Темпы строительства упали до 3, 5 тысячи километров.
- А что вы можете сказать о технологии строительства?
- Долгое время наши научные разработки в этой области, а также ремонта и содержания дорог были на уровне мировых, хотя далеко не все они находили применение. И сегодня еще многие российские технологии вполне современны. Другое дело, что для строительства дорог нужна мощная, передовая техника. Ее приходится покупать за рубежом. Постепенно этим начинают заниматься и наши машиностроители.
Большинство дорог построено по стандартам тридцатилетней давности, когда нагрузка на ось была шесть тонн. Сегодня 10 - 12. Идет быстрое истирание поверхности, увеличивается колейность.
Состояние дорожной сети вынуждает вести ремонт непрерывно. Потребности в нем удовлетворяются на 30 - 40 процентов. Родился сугубо российский термин - недоремонт дорог.
Но есть и плюсы. Посмотрите, снегопад в США становится национальным бедствием. У нас же зимой перерывов в движении практически не бывает. Даже в северных районах, где морозы под 40 градусов и метели, дороги чистые, проезд обеспечен. Наши технологии на это и рассчитаны. К нам едут учиться иностранные специалисты.
- Каково ваше отношение к идее строительства платных дорог?
- С точки зрения специалиста, а я занимаюсь дорогами более 40 лет, платные дороги могут и должны быть. Их будет немного - максимум один процент от всей сети. Они должны связать крупные грузообразующие и грузополучающие центры.
Но платная дорога подразумевает альтернативную бесплатную. А таких вариантов немного. И уповать на то, что платные дороги решат социально-политические или экономические проблемы страны, бесполезно. Надо развивать государственную сеть дорог.
- Сколько стоит километр хорошей дороги?
- От 5 до 50 миллионов рублей, что вполне сопоставимо с зарубежными ценами. В США есть дороги и по 40 миллионов долларов за километр. Такую же цену имеет трасса вокруг Санкт-Петербурга. Это связано с особыми ландшафтными и природно-климатическими условиями. Дорого. Но возьмем, например, Китай. Там очень бурно развивается сеть дорог. В стране быстрее растет ВВП, а подушевой доход гораздо ниже. Но там активно строят современные дороги.
И у нас происходят перемены к лучшему. Федеральные трассы не сравнить с теми, какими они были 15-20 лет назад. Все еще узкие, но с хорошей разметкой, с расширениями в развязках, с обходами крупных населенных пунктов. Правда, не спешат предприниматели строить мотели и кемпинги, не скупают землю под магазины и рестораны.
Полагаю, что инициативы, направленные на введение государственно-частного партнерства, станут основой для реализации национальной программы модернизации и развития автодорог. Ставка на строительство дорог - беспроигрышная. Эта сфера, будучи центром притяжения финансовых средств государства и бизнеса, является источником создания новых рабочих мест.