Создается дорога - продолжение колеса
Компания "Инфотех", участник форума "Московский партенариат-2003, получила от Департамента поддержки и развития МП субсидию в размере 250 тысяч рублей под венчурный проект по применению новых дорожных материалов на улицах Москвы.
Дорожники ищут новые материалы для обустройства дорог со времен булыжных и деревянных мостовых на Руси. Специалисты компании "Инфотех" разработали универсальные материалы БИТРЭК для строительства и ремонта автодорог и мостов, гидроизоляции кровель, защиты трубопроводов и строительных сооружений от коррозии. Им удалось химически улучшить свойства битумов, сделать материалы для дорог резиноподобными, преодолеть несовместимость резины и битумов.
У бывалых дорожников слово "резина" вызывает явное неприятие: сначала все материалы, созданные на основе резины, выглядят как новые калоши - отличными и блестящими, а потом происходит их разрушение. Однако в середине 90-х годов группе ученых Академии наук из Института в г.Черноголовка было дано задание разработать способ утилизации резины, в частности, автомобильных покрышек. Кстати, решение проблемы отслуживших свои срок покрышек является одним из условий вступления нашей страны в ВТО. Но хорошее начинание не нашло потребителей.
По воле случая, одним из изобретателей материала БИТРЭК оказался Николай Смирнов, и общественная организация "Смирновы России" поддержала это перспективное начинание, предоставив необходимые средства. Проект показался инвестиционно привлекательным, и задачей "Инфотеха" стало внедрение новшества.
- Пробиться на рынок с новой технологией очень сложно, - рассказывает гендиректор компании "Инфотех" Николай РОМАКОВ. - Приходишь к дорожникам и говоришь: давайте сделаем хорошую дорогу, есть классный материал. А нам отвечают, что денег-то мало, а дорога из вашего материал стоит на 15-20% дороже. Нам удалось найти партнеров в Московской области. Первая дорога Дмитров-Талдом построена еще до образования "Инфотеха". С тех пор создано более 200 тыс. кв. метров нового покрытия дорог в Московской, Тверской, Оренбургской, Псковской областях, в Северной Осетии. Например, в Москве наши материалы использовались на Большой Никитской улице, на участках Ярославского и Волоколамского шоссе. Существующая система тендеров построена таким образом: существует заданное количество квадратных метров, которые нужно уложить за определенные деньги, и ни чиновник, который организует торги, ни предприниматель-дорожник не заинтересованы в изменении ситуации.
- О необходимости совершенствования системы тендеров говорят многие руководители малых предприятий. У вас есть конкретные предложения на этот счет?
- Мы находимся в своеобразном положении, поскольку сами не участвуем в тендерах. Мы ведь не производим конечный продукт, но наши материалы в своем производстве используют другие фирмы. Речь идет о том, что конечный результат получается принципиально иной. Мы все время пытаемся объяснить чиновникам, что лучше проложить восемь километров качественных дорог, которые десять-пятнадцать лет не надо чинить, чем десять километров "обычных", но плохих. Проводниками инноваций становятся наши партнеры: раз поработав с новыми материалами, они сами снова выходят на нас. Надеемся, что наши материалы будут востребованы при строительстве платных дорог.
- Чем вам помогли московские структуры поддержки малого предпринимательства?
- Мы находимся в Центральном административном округе столицы. В основном здесь малый бизнес представлен предприятиями сферы услуг. А мы действуем на двух приоритетных направлениях - ЖКХ и экологии. Изготовив 150 тысяч кв. метров покрытия, мы в прошлом году переработали около 100 тонн резиновой крошки, полученной в результате утилизации более 20 тысяч шин. Кстати, для справки: пока в стране перерабатывается не более 5% от общего объема изношенных шин. Мы обращались с просьбой о поддержке непосредственно к министру Правительства Москвы Евгению Егорову, и он признал, что дело это - государственного значения.
- В чем тогда риск вашего проекта, если он получил статус венчурного?
- Мало говорить, что это хорошо, надо доказать, что новые материалы могут служить долго. Основной риск проекта заключается в сложности его внедрения. Деньги вкладываются, а будет ли их возврат? А вдруг дороги начнут сыпаться через пять лет? Будем работать над тем, чтобы материал был абсолютно надежный. Постоянно расширяется сфера применения материалов БИТРЭК: мастики используются для изготовления кровель, гидроизоляции в метро. Новыми мастиками уплотняют стыки между плитами на взлетной полосе. В перспективе эта технология может быть полезна для создания антикоррозийного покрытия в машиностроении и других отраслях. Дорожное строительство тем не менее остается основной сферой применения новации.