Ищем партнеров
Частно-государственное партнерство, о котором много говорится в последнее время как о чем-то абстрактном, уже реализуется в сфере транспорта. Этому было посвящено очередное заседание Совета по предпринимательству и конкурентоспособности при Правительстве РФ.
В ходе заседания было отмечено, что предстоит решить две задачи: значительно расширить транспортную сеть, без чего нельзя добиться удвоения валового продукта в ближайшие годы, и снизить транспортные издержки. Президент ТПП РФ Е.Примаков оценил транспортную составляющую в затратах промышленности в 35-40%, за рубежом она составляет 8-13%. В развитых странах более 600 крупных транспортных проектов осуществляются на основе частно-государственного партнерства. Формы сотрудничества предлагаются разные: совместные предприятия, аренда, временная приватизация, концессии. Всего в западных странах существует 13 разновидностей частно-государственного партнерства. Для России, по мнению участников Совета, наиболее приемлемыми станут концессионные соглашения. Уже в ближайшие недели предполагается разработать соответствующий закон, в котором предстоит определить, что может быть предметом концессии, и в начале 2005 года он начнет действовать.
На основе частно-государственного партнерства будут строиться платные дороги, скоростные городские магистрали, мосты, перегрузочные комплексы, осуществляться проекты на пассажирском транспорте. Прежде всего это приемлемо в тех случаях, когда полная приватизация по закону недопустима. Новая сфера деятельности открывается и для малого бизнеса, считает министр транспорта И.Левитин. Особенно в создании транспортной инфраструктуры - кафе, бензозаправок, станций сервиса, гостиниц и даже обустройстве пограничных переходов. Для привлечения работников в эту сферу предполагается наладить обучение демобилизованных офицеров, выделять в лизинг технику.
Премьер М.Фрадков, подводя итоги заседания, отметил, что транспорт может стать хорошим полигоном для отработки форм сотрудничества государства и бизнеса.