Технология шлагбаума
В следующем году планируется начать строительство первой в России платной скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки.
Трассу длиной 646 км предполагается проложить в одном коридоре с высокоскоростной железнодорожной магистралью с организацией 10-полосного движения на выходе с МКАД, 8-полосного - в Ленинградской и Московской области, 6-полосного на основном участке Клин-Тосно. Проект расширит транспортные возможности международного коридора Север-Юг и даст мощный толчок развитию Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей.
Кроме того, планируется реализация и ряда других проектов: платных, например, автодорог, ведущих к аэропортам "Домодедово" и "Шереметьево", платного головного участка магистрали Москва - Минск - Берлин на обходе города Одинцово и платной скоростной магистрали "Западный скоростной диаметр" в Санкт-Петербурге.
Разработка вышеуказанных проектов будет осуществляться с привлечением ведущих мировых инжиниринговых и консалтинговых компаний, на следующий год для проведения всего комплекса проектно - изыскательских работ потребуется не менее 5 млрд руб. дополнительных бюджетных ассигнований.
Предполагается, что к концу года будет принят "Закон о платных дорогах", что позволит уже в 2005-м начать строительство первой платной автодороги Москва - Санкт-Петербург.
- Платные автомагистрали должны стать альтернативой бесплатным дорогам, - сообщили мне в пресс-службе Минтранса РФ. - При этом платная эксплуатация может быть приостановлена, в случае если по каким-то техническим или другим причинам проезд по обычной дороге станет невозможным.
- Что касается стоимости, то если взять, например, трассу Москва - Санкт-Петербург протяженностью 646 км, ее строительство обойдется в сумму порядка 150 млрд руб., - говорит генеральный директор федерального государственного учреждения "Дороги России" Сергей Быстров. - Но это предварительная цифра, может быть чуть больше, может - чуть меньше: там все завязано на выкупе земли. Стоимость строительства платного головного участка будущей скоростной магистрали Москва - Минск - Берлин на обходе города Одинцово составит около 6,3 млрд руб.
Финансирование проектов будет осуществляться на основе частно-государственного партнерства. То есть в строительство дороги деньги будут вкладывать как государство, так и инвестор. Процентное соотношение инвестиций и средств, которые будут затрачены из федерального бюджета, пока неизвестно.
Плата за проезд, по предварительным расчетам, будет составлять 1 руб. за километр. Технология взимания еще не определена, но скорее всего, считают в Минтрансе, это будет шлагбаум.
В мире существуют лишь единичные примеры создания платных дорог, целиком построенных за счет частных средств. Государство участвует почти всегда, ведь дорога - это объект стратегического значения. Да и экономический эффект она обеспечивает немалый. По оценкам Минтранса России, суммарный экономический эффект от любой дороги примерно в 5-7 раз превышает прямой финансовый эффект.