Перейти к основному содержанию

Главная      Дорогие наши дороги

Дорогие наши дороги

На днях Минтранс представил в правительство законопроект "О платных автомобильных дорогах". И хотя предложение министерства еще даже не рассмотрено Думой, уже объявлен тендер на строительство "трассы N1" Санкт-Петербург - Москва. Он должен был состояться на прошедшей неделе, но был перенесен. Дело в том, что проект дороги "вырос" и удлинился до столицы Финляндии Хельсинки. Между тем платные дороги в России действуют и без инициатив Минтранса.

По рублю за километр дороги в Хельсинки

В законопроекте, предложенном Минтрансом, есть очень важные ограничения для платных дорог. Так, в обязательном порядке в регионе должна быть альтернативная бесплатная трасса. То, что "альтернативе" разрешается быть похожей на стиральную доску, нигде специально не оговаривается. Но и не запрещается.

Зато нам обещают, что по сравнению со своими бесплатными собратьями платные дороги будут соответствовать всем мыслимым и немыслимым критериям и вообще будут образцово-показательными.

Кроме того, платной любая дорога станет не для всех. Машины с мигалками (и некоторые без, как, к примеру, транспорт почтовой службы) могут спокойно ездить на халяву.

Наиболее перспективными областями в России для возведения "доходных дорог" в Минтрансе сочли Ленинградскую и Московскую области.

- Здесь есть сочетание нужных факторов, - пояснила "Собеседнику" сотрудник пресс-службы министерства Елена Доманова. - Существующие дороги перегружены, и есть автовладельцы, готовые платить за более скоростной и удобный проезд.

Наиболее реальным проектом в Минтрансе считают именно дорогу из Хельсинки через Санкт-Петербург в Москву. Еще неделю назад обсуждали проект строительства новой трассы из северной столицы в Москву, но на прошедшей неделе министр транспорта Игорь Левитин объявил, что этим дело не ограничится.

Предполагается, что строительство дороги начнется в 2005 году, и, как заверяют в министерстве, есть уже немало желающих стать инвесторами. А вложить придется кругленькую сумму - 150 миллиардов рублей. Официальных данных, когда будет закончена "дорожная стройка N1", пока нет, но в Минтрансе считают, что на это может уйти 5 лет.

Как подсчитали дорожники, плата за проезд составит 1 рубль за километр. То есть путешествие из Москвы в Питер обойдется в сумму порядка семисот рублей. По прикидкам, затраты на строительство при подобных расценках удастся "отбить" за 10 лет.

Кроме этого, на высшем уровне утвердили проекты трасс Москва - Минск - Берлин. Пока в планах строительство лишь головного участка в объезд подмосковного Одинцово. Вдобавок к этому утверждены платные трассы до московских аэропортов Шереметьево и Домодедово. А в Ленинградской области пообещали соорудить "доходную дорогу" - "Западный скоростной диаметр".

Не дожидаясь решений свержу

Но пока идут бурные обсуждения на высшем уровне, в России тихо и скромно строятся менее значимые "доходные дороги". Впрочем, строятся они с трудом. Так, в прошлом году хотели брать деньги за проезд от Воронежа до Тамбова, но народ взбунтовался, и затею пришлось свернуть. Но это не остановило воронежцев. У них тоже, как и у Минтранса, есть проекты платных участков. Так, достраивается объезд вокруг поселка Даньшино в 20 км и планируется соорудить объезд Ельца. Только вот, в отличие от минтрансовского проекта, желающих стать инвесторами нет.

Оно и понятно: в регионе уже есть печальный пример существования платной дороги - 20 километров в обход федеральной трассы "Дон" между Ельцом и Воронежем в объезд села Хлевное. Идея построить ее возникла из-за слишком большой аварийности на "Дону", который местные жители именуют не иначе как "дорогой смерти".

В отличие от своего "бескорыстного соседа", платный участок выглядит значительно лучше: здесь вместо одной полосы на каждую сторону (как на бесплатном аналоге) есть по два ряда в каждом направлении. А чтобы не создавалось пробок, стоят 4 шлюза-кассы, которых за глаза хватает при существующем потоке.

Проезд по платному участку стоит для легковых машин 10 рублей, для грузовиков до 8 тонн 20 рублей, а с крупногабаритного транспорта берут все 40. Получается, что один километр стоит от 50 копеек до 2 рублей. Но на время сельскохозяйственных работ по этой дороге кататься даром разрешают фермерской технике и навсегда освобождены от трат все машины спецтранспорта.

Трассу построили в 1999 году, затраты на сооружение превысили 85 миллионов долларов, но она себя так и не окупила.

- За прошлый год нам удалось собрать 28, 3 миллиона рублей, - сообщил "Собеседнику" ведущий инженер Черноземуправавтодора Владимир Тришин. - Но половина из них ушла на содержание дороги.

Поначалу, конечно, были радужные подсчеты, что вот буквально лет за 10 все затраты удастся покрыть, однако в реальности все оказалось совсем не так, как задумывалось.

По прикидкам Черноземуправавтодора, если так пойдет и дальше - а надежд, что поток машин вдруг многократно вырастет, никто не питает, - трассу удастся окупить только лет за 40-50.

Короткий путь к курортам

А тут еще и Краснодарский край поддержал начинание. В начале октября стартовала платная дорога Абинск - Кабардинка. Она была создана для разгрузки Новороссийского транспортного узла и предлагает более короткий путь к курортам. Так, расстояние от Краснодара до Новороссийска сократилось на 15 километров, а до Геленджика - аж на 57. Но "образцовости", свойственной платным автотрассам, здесь пока не обещают - скромно сообщается, что придется ехать по "незаасфальтированному участку". Может, соберут немного денег и доведут дорогу до логического завершения?