Перейти к основному содержанию

Главная      Платные дороги: вся надежда на ГЧП

Платные дороги: вся надежда на ГЧП

Правительство РФ рассмотрело и в целом одобрило предложения Минтранса о налаживании сотрудничества с бизнесом в финансировании масштабных проектов в области транспортной инфраструктуры.

Кабинет министров поставил перед собой цель определить, каким, собственно, может быть государственно-частное партнерство в России. Открывая заседание, Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков говорил о необходимости дать четкие ориентиры бизнесу для эффективного сотрудничества в деле совершенствования транспортной инфраструктуры. Здесь необходим опыт взаимодействия государства и бизнеса. Причем этот опыт должен быть обязательно публичным, непубличный, нелегальный опыт уже имел место и был отрицательным, подчеркнул Председатель Правительства России. В очередной раз прозвучало, что развитие транспорта в нашей стране является важнейшей государственной задачей. А будущее государственно-частного партнерства (ГЧП) зависит от того, насколько определена роль самого государства в решении этой задачи, и от того, какие условия будут поставлены.

Министр транспорта Игорь Левитин поделился с коллегами своим видением ситуации в этой сфере (доклад публикуется в этом номере газеты). Первые шаги в нужном направлении уже предприняты. В частности, Игорь Левитин упомянул о том, что Минэкономразвития согласилось взять на себя функции федерального органа, который будет рассматривать все предложения по инфраструктурным проектам ГЧП. Это позволит всем министерствам и ведомствам использовать механизмы государственно-частного партнерства. Строительство платных дорог может быть привлекательным для частных инвесторов. Одним из первых примеров, доказывающих жизнеспособность ГЧП, станет высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Санкт-Петербург с дальнейшим выходом в Финляндию. Ориентировочная стоимость проекта составляет около 150 млрд. рублей, а срок окупаемости - не менее 15 лет.

Однако грандиозный замысел пока не воплощен даже на бумаге. Прежде надо изыскать средства на проектирование этой дороги. Лишь после этого Минтранс объявит международный конкурс. Принципиальное значение в налаживании ГЧП имеет и совершенствование нормативной правовой базы. Игорь Левитин в очередной раз сделал акцент на необходимости скорейшего принятия закона о концессиях, внесении дополнений и изменений в Налоговый и Земельный кодексы, суть которых в том, чтобы сформировать дифференцированный механизм взимания платы за земельные участки с учетом их удаленности от автомобильных и железнодорожных магистралей, наличия транспортной инфраструктуры.

Гибкая система налогового регулирования выглядит вполне уместной. Ведь именно наличие или отсутствие путей сообщения во многом определяет стоимость земли и имущества. Однако эта инициатива Игоря Левитина была встречена в штыки министром финансов Алексеем Кудриным. Тот заметил, что нет резона дифференцировать земельный налог, коль скоро это учитывается при кадастровой оценке земли. Также главный финансист полагает, что нецелесообразно "строить дороги впрок на 15 лет". Сегодня нам нужны дороги, способные разгрузить трафик и дать толчок развитию экономики уже в ближайшие годы.

Алексей Кудрин сослался на зарубежный опыт, заявив, что платные дороги в основном не окупают инвестиции, вложенные в строительство. Зато они дают средства на их содержание, ремонт, реконструкцию. Впрочем, и это уже немало. "Если за счет платных дорог при условии наличия альтернативного бесплатного варианта мы сможем окупить их содержание, - сказал глава Минфина, - то это позволит высвободить государственные средства, которые можно будет направить на строительство дорог". Это немалые деньги. С 2000 года бюджеты всех уровней тратят на нужды дорожной отрасли не менее 7 млрд. долларов в год.

Позиция частного бизнеса была представлена председателем совета директоров Ассоциации по защите прав инвесторов Сергеем Генераловым. Частный бизнес, по его словам, готов принять участие в ряде крупных инвестиционных проектов в сфере транспорта на общую сумму 1 млрд. долларов в рамках ГЧП. Речь идет не только о платных автодорогах. Например, Игорь Левитин считает, что можно было бы передать частным компаниям, владеющим аэропортами, не подлежащее приватизации аэродромное хозяйство, внедрить концессионные механизмы при эксплуатации аэродромной инфраструктуры. Другая революционная инициатива Минтранса - взять на баланс своих предприятий пограничные переходы, которые будут строиться на средства частных инвесторов.

Михаил Фрадков не удовлетворился заверениями о том, что есть гарантии, что бизнес готов вкладывать деньги в развитие транспортной инфраструктуры. "Насколько цели оправдывают возможные риски? " - задал вопрос премьер. Сергей Генералов затруднился однозначно ответить, побоявшись от лица всех давать гарантии.

Впрочем, это обстоятельство не повлияло на мнение кабинета министров, в целом одобрившего инициативы Минтранса, касающиеся совершенствования механизмов сотрудничества государства и бизнеса в развитии транспортной отрасли. Шаг вынужденный, о чем недвусмысленно заявил Михаил Фрадков. Необходимость использования государственно-частного партнерства связана с невозможностью профинансировать в полном объеме транспортные проекты за счет средств федерального бюджета, подытожил премьер-министр.