Плата за скорость
От Москвы до Петербурга можно будет домчаться на своей машине за 630 рублей
В 2005 году в России могут появиться первые платные федеральные дороги. Например, между двумя столицами предполагается построить дорогу протяженностью 630 км. А плата по ней может достигнуть рубля за километр.
Сегодня правительство обсудит развитие транспортной инфраструктуры страны. Речь, как стало известно "НИ", пойдет, в частности, о двух платных федеральных дорогах: Москва - Санкт-Петербург и Москва - Минск. Новые автобаны, которые государство собирается строить при участии бизнеса, будут альтернативой старым, которые явно перегружены. Предполагается, что в первую очередь строиться будут по тем направлениям, где уже сейчас проходит 25-30 тыс. автомобилей в сутки. Таких дорог, как утверждает источник в Минтрансе, в стране несколько, в частности старая "Ленинградка". Планируется, что рядом с ней по правой стороне (если ехать из Москвы) будет проложена новая до Санкт-Петербурга. Она будет и короче (630 вместо 686 км) и шире (десять полос - по пять в каждую сторону), а начнется магистраль от бескудниковской развязки на МКАД. Предполагается, что в 2005 году будут построены участки от Москвы до Шереметьева и от Петербурга до Тосно. По трассе Москва - Минск такой определенности у правительства еще нет. Хотя то, что этот участок нужно модернизировать, сомнений ни у кого из высокопоставленных чиновников не вызывает. Товарооборот России с Белоруссией растет довольно высокими темпами (в этом году почти на 40%), и если не построить новую дорогу, грузы могут просто застопориться. Пока проект этой магистрали не утвержден, о его параметрах чиновники говорить отказываются. Известно только, что в рамках белорусской дороги предполагается построить 45-километровый объезд от Москвы до Голицына.
Схема строительства и эксплуатации платных дорог будет следующей. В стадии строительства государство и бизнес будут финансировать новые проекты совместно (предположительно в пропорции 40 на 60). После достройки государство передаст управляющей компании дорогу в аренду, а полученные от эксплуатации деньги будут разделены соответственно финансовым затратам.
Предполагается, что платный автобан будет окупаться в среднем за 20 лет. Исходя из таких расчетов, источник в Минтрансе утверждает, что стоимость проезда будет зависеть от дальности и также в среднем составлять 1-1,5 руб. за километр. При этом для грузовых автомобилей она будет выше.
В Белом доме рассчитывают, что к 2020 году платные магистрали составят 2-5% от общего количества протяженности федеральных дорог, которая в настоящее время составляет 47 тыс. км. Однако для того, чтобы "планов громадье" сбылось, нужно принять ряд законодательных актов. В частности, законы о платных дорогах и о концессиях. Законопроект о платных автобанах Минтранс должен был подготовить еще к 1 октября, однако он ляжет на стол премьера не раньше чем через месяц. Соответственно сдвигаются и сроки его прохождения в Думе. Так что полной уверенности, что уже в 2005 году начнется строительство первых участков платной дороги, в Белом доме все же нет.