ДОРОГИ, КОТОРЫЕ НАМ ВЫБИРАЮТ
Тысячи людей ежедневно теряют на дороге время и здоровье. Приходится признать, что наши шоссе стали тормозом развития всей страны.
Минтранс в ближайшее время намерен внести в Правительство проект федерального закона "О платных автомобильных дорогах". Выступая на его обсуждении, министр транспорта Игорь Левитин отметил, что темпы автомобилизации в стране значительно превосходят темпы дорожного строительства. Потребности в строительстве магистралей не могут быть покрыты за счет средств федерального и местных бюджетов. В то же время сложились предпосылки для развития дорожной сети за счет строительства платных автодорог.
Законопроект предполагает, что финансировать создание и эксплуатацию платных автодорог будут федеральная и местная власть, предприниматели и автовладельцы.
Однако настораживает вывод авторов законопроекта: "Закон позволит без дополнительных бюджетных затрат расширить сеть автомобильных дорог и получить дополнительный источник доходов бюджетов всех уровней". От этого пассажа веет чем-то волшебным. Чиновники намерены, не вкладывая ни копейки, получить новые источники дохода.
В России о платных дорогах впервые заговорили в начале 90-х годов. Тогда на волне реформ усиленно пробивал себе дорогу в жизнь проект магистрали Москва - Санкт-Петербург. В результате долгих дискуссий было решено реализовать несколько других проектов: 18-километровый участок в Липецкой области на трассе "Дон", несколько - в Псковской и два моста - в Барнауле и Саратове. После окончания строительных работ на них начали собирать плату за проезд. До наших дней платным остался только участок дороги под Липецком. Остальные пришлось перевести в бесплатные. Причин для этого оказалось немало. Главная - недовольство населения.
"Дело не в тарифе, - считает советник министра транспорта Александр Носов, - а в том, что объекты были выбраны неудачно. Начинать лучше было с районов, где существует высокий спрос на платные дороги. Это Московский и Питерский регионы. Здесь люди живут побогаче, и налицо большие проблемы с автомобильным движением".
По мнению специалистов, начинать надо с привлечения частных инвестиций - создания концессий. Дорога строится на деньги госбюджета и частного капитала, но принадлежит государству. Чтобы строительная компания могла вернуть кредит и получить прибыль, дорога на несколько лет передается ей в управление - на время становится платной. По истечении оговоренного срока она переходит в ведение государства. А уж оно решает, каким будет в дальнейшем по ней проезд - платным или нет.
Срок окупаемости дорог разный. Все зависит от их востребованности. Где-нибудь под Москвой скоростное шоссе с большой интенсивностью движения может окупиться через несколько лет, а в глубинке - и 20 будет мало.
В этом году намечено объявить первый в нашей стране тендер на проектирование платного автобана - скоростной дороги, которая станет частью транспортной артерии Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки. Протяженность трассы - около 600 километров. Ориентировочная стоимость - 150 - 180 миллиардов рублей. Сумма может возрасти за счет сооружения транспортных развязок и путепроводов. Финансироваться строительство будет в равных долях федеральным бюджетом и частными компаниями. За предоставление средств прилегающие к трассе территории отдадут инвесторам в аренду на 40-50 лет.
Конечно, средства изыскать непросто. Но сооружение дорог - дело выгодное. Наиболее яркий пример -Франция. Еще в конце 50-х годов состояние дорог там было катастрофическое. В год вводилось всего несколько десятков километров. Дело сдвинулось, когда привлекли частный капитал. И теперь страна - европейский лидер в использовании концессий.
И в России скоро начнут появляться скоростные платные дороги, ведь планы у нас амбициозные. Первыми из них станут трассы Москва - Санкт-Петербург, "Беларусь", "Дон", шоссе на Каширу с примерной стоимостью проезда один рубль за километр. Причем сегодня чиновники обещают, что платные дороги обязательно должны дублировать ныне существующие и автовладелец будет иметь право выбора. В то же время законопроект "О платных автомобильных дорогах" предусматривает создание оплачиваемой магистрали путем реконструкции старой. А где же альтернатива? Уже пытались сделать платным новое Каширское шоссе. Но не удалось, бесплатная трасса на этом направлении имеет разрывы. Или как может стать платной дорогой магистраль "Беларусь", если не предусмотреть строительство нового автобана?
Ожидается появление множества местных платных шоссе. Первая трасса пройдет через Красногорек и соединит Волоколамское шоссе с автомагистралью "Балтия" и Ильинским шоссе. Ногинск с МКАД также свяжет платная магистраль. На очереди дорога Москва - Клин, Ново-Егорьевское шоссе, шоссе в обход Одинцова. Всего в ближайшие годы в Московской области начнется строительство 11 платных дорог. От оплаты за проезд освободят маршрутные такси, медицинские, аварийные и спасательные службы, транспорт ГИБДД и госаппарата. Пока москвичи строят планы, у Ненецкого автономного округа уже есть платный "автобан". Это ведомственная зимняя дорога ЗАО "Севергеолдобыча", связывающая Нарьян-Мар с Харьягинским нефтяным месторождением. Стоимость проезда до месторождения и обратно по местным меркам условная, всего три тысячи рублей.
Словом, за удобный проезд нам предлагают платить. Да многие и не против. Но хотелось бы иметь гарантии, что платные дороги действительно будут соответствовать если не международным стандартам, то хотя бы требованиям автовладельцев. Вопрос не праздный. Нельзя допустить, чтобы наши "рыночные" дороги стали похожи на нашу "рыночную" экономику, горькие плоды которой пожинает большая часть населения. Причем важно, чтобы кроме закона о платных автодорогах не забыли принять нормативные акты "О договорах концессии", "О закупках и поставках продукции для государственных нужд". Без них неполным будет набор экономических инструментов и останутся лазейки для злоупотреблений.
По мнению министра транспорта Игоря Левитина, платные дороги к 2010 году снизят транспортные издержки на 5 - 6 процентов, а средняя скорость движения возрастет на 10 - 15 процентов. Немного, если учесть, что ежегодно из-за неразвитой дорожной сети страна теряет три процента ВВП - 500 миллиардов рублей. Но первый опыт строительства платных дорог будет крайне важен. Он станет основой для их будущего эффективного и прогрессивного развития. Другой дороги у нас нет.
***
Хотелось бы иметь гарантии, что платные дороги действительно будут соответствовать если не международным стандартам, то хотя бы требованиям автовладельцев. Нельзя допустить, чтобы наши "рыночные" дороги стали похожи на нашу "рыночную" экономику, горькие плоды которой пожинает большая часть населения.