ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ ЕСТЬ, ЗАКОНА - НЕТ
НАША область стада первой, где появились платные автодороги. Отношение к этому нововведению неоднозначное прежде всего у тех, кто вырос в советское время. Мы привыкли ко всему бесплатному. Увы, те времена в прошлом. По ним можно ностальгировать, не более того.
В кризисные девяностые годы, время экономической нестабильности, во многих райцентрах взимали плату за проезд. В частности, в Опочке ее брали за пересечение моста через Великую. На решения муниципалитетов остро реагировала прокуратура, отменяя местные инициативы.
Позже появились указ президента, соответствующее постановление правительства. В последнем документе прописан временный порядок создания платных дорог и установления размера платы. В нашей области за разовый въезд берут от 110 до 770 рублей, в зависимости от вида транспортного средства, его грузоподъемности.
На Псковщине 226 километров платных трасс. До этого года имелось лишь три участка, на которые с пустым карманом не следовало соваться: Старый Изборск -Печоры, Нестрино - Остров - граница с Латвией и Опочка - Полоцк. Не так давно появился еще один: Ольша - Велиж - Невель.
Заместитель председателя территориального дорожного комитета А. П. Сутугин объяснил причину, вызвавшую изменение статуса трасс.
- В области одиннадцать таможенных переходов, из которых только три расположены на федеральных дорогах. То есть основная нагрузка по финансированию содержания дорог ложится на областной бюджет, - рассказывал Александр Петрович. - По сравнению с 2002 годом резко возрос поток транзитного транспорта. Он вырос в 1, 4 раза. В этом году через нашу область пройдет около 400 тысяч большегрузных автомашин, с нагрузкой на ось десять и более тонн. Из них около сорока процентов используют территориальные дороги. Рост интенсивности движения грузового транспорта, его грузоподъемности привели к увеличению расходов на содержание асфальтобетонного полотна.
Возможности территориального дорожного комитета не позволяли в полном объеме финансировать данный вид работ. А следовательно, поддерживать дороги в нормальном состоянии. Всем ясно, что их в основном разбивает транзитный транспорт. На автопоезда, зарегистрированные в нашей области, приходится всего один процент от общего потока.
Более того, местный транспорт, если он зарегистрирован в области, имеет льготу, он не облагается сбором за проезд по платным участкам. Это вполне объяснимо -владельцы транспортных средств живут здесь, платят налоги, в том числе и транспортный, ставки которого выше, чем у соседей.
Особо не страдают и транспортники из близлежащих областей, так как расчет платы базируется на двух основополагающих принципах: она должна обеспечить выгоду пользователю и выгоду организации, эксплуатирующей платную автодорогу. Когда они стыкуются, можно вести речь о создании платных трасс.
Отмечу, что все они имеют асфальтобетонное покрытие, в том числе и 56-километровый отрезок Ольша - Невель. На его реконструкцию ушло 10 лет. В этом году сдан пятикилометровый участок. В следующем необходимо ввести еще примерно три километра.
Дорожное строительство - дорогое удовольствие. Стоимость одного километра на невельском направлении составила 15 миллионов рублей. Это максимальная цифра. Обычно цена колеблется в рамках 12-15 миллионов. Она находится в прямой зависимости от местности, по которой проходит дорога, наличия искусственных сооружений, грунтов и т.п.
Платная дорога, безусловно, не панацея от одной из наших главных бед - бездорожья, но она позволяет разрешить некоторые из существующих проблем. Прежде всего финансовые.
Напомню, что в 2001 году изменился порядок формирования дорожного фонда. Налог на пользователей автодорог значительно похудел, с 2, 5 до одного процента, в результате чего доходы территориального дорожного комитета сократились. Одним из найденных выходов сокращения издержек и стало изменение статуса нескольких трасс. Исходили из того, что Псковская область - своеобразный перекресток дорог, связывающих Северо-Запад с югом России и Европой.
Если бы не занялись платными дорогами, утверждают в ТДК, то сегодня потери составили бы 150 миллионов рублей.
Отминусовав доходы, полученные от нововведения, узнаем, что бюджет дорожников потерял бы 25 процентов. Достаточно серьезный сброс веса. Не потеряли в весе лишь благодаря проявленной инициативе.
- В этом году мы планируем собрать около 74 миллионов рублей, - проинформировал заместитель председателя ТДК А. П. Сутугин. - С 11 марта 2002 года дня создания платных дорог получили 136 миллионов. В конце года сбор возрастет до 154 миллионов рублей.
Учитывая, что в области 226 километров платных трасс, можно легко подсчитать, что каждый из них принесет в бюджет, а значит и ТДК, около 300 тысяч рублей.
Вполне закономерен вопрос: "На что расходуются полученные средства?" Собранные деньги направляются на эксплуатацию, ремонт, содержание и строительство платных дорог. Один из последних примеров - участок Ольша - Невель.
Сегодня территориальный дорожный фонд формируется из двух источников - средств, собираемых в области, в том числе и за проезд по платным трассам, и финансовой помощи из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий. Бытует мнение, что Москва сократила помощь. В ТДК это опровергли. Последние годы субвенции не росли, но и не уменьшались. В настоящее время финансовая помощь составляет 250 миллионов, в следующем году она достигнет 350 миллионов рублей. Прибавка в 100 миллионов не говорит о том, что денег будет достаточно. Московские деньги - целевые, их в основном отпускают на реконструкцию и строительство.
- А нам нужны деньги на содержание и ремонт, чтобы жить, -объясняли псковские дорожники. - В области развитая сеть дорог, для ее поддержания, сохранения необходимо выполнение именно этих работ.
В период освоения Нечерноземья в области ежегодно длина дорог увеличивалась на 600 километров. Та золотая пора в прошлом. В те годы выделялись солидные средства, недоставало только мощностей специализированных организаций. Сейчас иная ситуация, денежный дождь не льется.
Бюджет ТДК на следующий год составит примерно 600 миллионов рублей. Эти деньги можно использовать только на содержание, на ремонт дорог не предусмотрено ни рубля. Дороги же не могут ждать, когда ситуация изменится к лучшему. Они из-за возросшего транспортного потока быстрее дряхлеют, из-за чего межремонтный период резко сокращается. Средства, взимаемые на платных дорогах, частично решают проблему, они позволяют финансировать реконструкцию асфальтобетонного полотна.
Интересно, что до настоящего времени в России не принят закон о платных дорогах. Его ждут в Госдуме. Но проект закона, подготовленный в стенах агентства "Росавтодора", пылящийся уже восемь лет, по мнению дорожников, сыроват. В проекте сказано, что платная дорога - это либо вновь построенная, либо реконструированная трасса. Четкого разъяснения, когда реконструировали, десять лет назад или после вступления закона в силу, не дано.
- И почему реконструированная? - задаются вопросом профессионалы. - Почему не может быть капитально отремонтированной?
На их взгляд важнее, чтобы она позволяла осуществлять нормальное движение. Это один из недостатков.
Другой, более значительный, -закон о платных дорогах намерены принять раньше основополагающего законодательного акта, закона об автомобильных дорогах, который должен объяснить, что такое автодороги, классифицировать их. То есть в очередной раз мы ставим телегу впереди лошади.
Похоже, нам нравится первоначально что-то принять, а затем с упорством, достойным иного применения, это нечто дорабатывать, исправлять. Отчего это нельзя сделать сразу?
Однако о "телеге". Заместитель председателя ТДК А. П. Сутугин отметил, что закон о платных дорогах не учитывает специфики регионов, он подготовлен на обывательском уровне. Не учтен и опыт псковичей, идущих по непроторенной тропе, действующих методом проб и ошибок. Первому всегда тяжело, поэтому он и получает множество шишек.
Закон, о котором идет речь, предусматривает привлечение частных инвестиций в дорожное строительство.
- Кто полезет в кредиты на 40 лет, не зная, чем это обернется? Не исключено, что завтра изменятся подходы. И что тогда станет с деньгами инвестора? - спрашивали местные дорожники. - Пока строить и содержать дороги в России может только государство.
Так рассуждают не скептики, а профессионалы, десятки лет проработавшие в отрасли и реально оценивающие положение вещей.
Но вернемся к псковскому новшеству. Наряду с пополнением бюджета ТДК платные дороги позволили создать 24 рабочих места. Кроме того, на пропускных пунктах работает охрана как вневедомственная, так и из частных фирм.
- Бандиты, что ли, донимают? -поинтересовался я в дорожном комитете.
- Про бандитов не знаем, но на контрольно-пропускных пунктах происходит много конфликтов, порой чисто уголовных, - прозвучало в ответ.
В Усвятах после введения платы два - три месяца конфликтовали с автомобилистами. Там, где собирают деньги, нередко имеют место финансовые нарушения.
- Мы с марта 2002 года обновили более ста процентов работников, - сообщил А. П. Сутугин. -Наша компетенция - контроль за соблюдением финансовой дисциплины на платной дороге, внешнее наблюдение за проходом транспорта. Если есть случаи пропуска без оплаты, мы расстаемся с людьми, совершившими данный проступок.
- Некоторые считают, что платная дорога должна соседствовать с бесплатной.
- Мне знакома подобная точка зрения, - услышал я в ответ - Некоторые идут дальше, настаивают, что на такой трассе должно быть минимум четыре полосы в одну и другую сторону. Но в западных странах, на чей опыт они ссылаются, немало и двухполосных платных дорог. Все зависит от интенсивности движения, их пропускной способности. Именно эти параметры должны превалировать над всеми остальными.
Платные дороги - реальность, от которой не уйти. Их число возрастет, ведь в нашей стране более 30 тысяч населенных пунктов лишены нормальных подъездов. Именно из-за них российские дороги остряки именуют направлениями. Возможно, дождемся, когда они станут не хуже европейских автобанов.