Перейти к основному содержанию

Главная      НА ПЕРЕПУТЬЕ

НА ПЕРЕПУТЬЕ

Будут ли в России платные дороги?

Об этом чиновник, промышленник и специалист.

Для содержания и модернизации транспортной инфраструктуры нашей страны ежегодно необходимо $20 млрд. Такие деньги выделить из федерального бюджета нет возможности. Выход из создавшегося положения премьер-министр Михаил Фрадков видит в партнерстве частников и государства. В том числе для строительства сети платных дорог.

Виктор БУШУЕВ, заместитель директора по связям с общественностью и прессой Главного управления дорог и транспортного хозяйства Нижегородской области:

- Хочу сразу сказать, что все платные дороги - это только идея, которая пока еще не оформлена никакими документами федерального уровня. И родилась она из-за нехватки денежных средств на дорожное строительство. Изменилось законодательство - и теперь происходит большой недобор денежных средств. Сейчас нашему управлению на текущие нужды выделено около 3 млрд рублей, а требуется как минимум 4,5 млрд рублей в год. Такая ситуация не только в нашей области, но и по всей стране. На дороги тратится где-то 1,5% от ВВП, а раньше было 3 - 4%. Состояние наших дорог (за исключением немногих) уже сегодня, мягко говоря, сложное (это могут подтвердить наши автомобилисты). А через несколько лет они могут вообще выйти из строя. Как я уже говорил, денег не хватает не то что на строительство, но даже на ремонт.

Есть два пути привлечения денег.

Первый - введение дополнительных налогов. Такой проект в правительстве России был, и его рассматривали вместе с программой дорожного строительства до 2025 года. Но не приняли.

Второй - использование частных денежных средств в дорожном строительстве. Вот по нему и движется сегодня правительство страны. Поэтому увеличивать налоги и перераспределять в пользу дорог поступающие в бюджет другие средства не будут.

Но здесь, на мой взгляд, есть проблема.

Прежде всего надо решить вопрос о собственности на землю. Уверен, она должна выкупаться. Когда землю под дорогами введут в оборот, под ее залог можно уже что-то получать от инвесторов.

Кроме того, необходимо передавать в аренду придорожную полосу для строительства автозаправок, автомоек, кафе, кемпингов и так далее. То есть создавать инфраструктуру придорожного сервиса. Это также будет являться источником дополнительных денежных средств.

У нас в области разработан проект "Ворота Нижнего Новгорода". Фирма ООО "Автоград" уже привлекает инвесторов к строительству на пяти въездах в город (Москва, Киров, Казань, Арзамас, Богородск) сервисных комплексов. Это, надо сказать, очень выгодный проект в связи с его быстрой окупаемостью.

Что же касается строительства платных дорог: по законодательству это можно делать только в том случае, если в этом же направлении есть дорога бесплатная. Например, есть у нас дорога через Заволжье. Она бесплатная. Но мы сейчас строим мостовой переход в районе Большого Козина. Вот ее можно делать уже платной, поскольку она совпадает по направлению с дорогой через Заволжье.

Сейчас уже определено, что те трассы, которые существуют, в разряд платных переводиться не будут. Нужно строить только новые. Но окупаемость подобного строительства имеет очень большой срок. Поэтому новые дороги почти нигде не строятся. Пожалуй, кроме некоторых исключений: Москва, Петербург, Башкортостан, Татарстан.

Сейчас идет разработка, можно сказать, проекта века - строительства трассы Москва - Санкт-Петербург. Экономисты просчитывают затраты, и получается просто фантастическая сумма необходимых для этого денежных средств. И окупаемость ее, по-моему, лет сто.

Когда станут привлекаться частные инвестиции, то, возможно, будут использовать другие, нежели сейчас, передовые технологии строительства дорог. Что это даст? Сейчас, например, гарантийный срок эксплуатации дороги без ремонта пять лет, а новые технологии позволяют увеличить его до двадцати. И они, кстати, не намного дороже применяемых сегодня технологий. Но все равно нужны дополнительные деньги на освоение, внедрение инновационных проектов. При строительстве платных дорог сами инвесторы будут заинтересованы в новых технологиях, даже согласятся на увеличение капиталовложений в строительство. Позже они только выиграют от этого. Ведь производить ремонт своих дорог им придется в четыре раза реже.

И такие инвесторы есть. Об этом можно судить даже по нашей области. Например, Всемирный банк готов вложить деньги в строительство дорог. Но их беспокоит один вопрос: обеспечение кредитов. А обеспечиваться они могут, например, землей, на которой будет вестись строительство. Кредиторы на это согласны, однако наша законодательная база пока не позволяет использовать землю как обеспечение кредита.

Готовы ли нижегородские бизнесмены принять участие в этой работе? На этот вопрос ответил Владимир ЛУЗЯНИН, президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей:

- О платных дорогах я пока ничего не могу сказать конкретно. Но если строительство начнется, то нижегородские предприниматели обязательно примут в нем участие. Например, в поставках строительных материалов. У нас есть горно-обогатительные предприятия, асфальтовые заводы, на которых установлено современное импортное оборудование, позволяющее выпускать высококачественную продукцию.

Свое мнение по поводу платных дорог высказал также Кирилл ХАРЧЕНКО, специалист по организации международных перевозок международного холдинга ООО "Militzer and Muench":

- Если наши платные дороги по качеству не будут уступать заграничным, то это дело стоящее. Я ездил по платным дорогам в Европе и могу сказать, что они созданы для хороших автомобилей. А у нас в стране иномарок становится все больше и больше. Те дороги, которые сейчас являются бесплатными, не всегда хороши для них. Я считаю, в стране обязательно должна быть альтернатива бесплатным дорогам, чтобы ездить, не опасаясь потерять в пути колеса. Если люди имеют хорошие машины, хотят их сберечь и могут заплатить за это, то платные дороги именно для них. Уверен, большинство водителей отдадут им предпочтение. В том числе и наши водители, которым приходилось ездить по платным зарубежным дорогам. Они единогласны во мнении, что платные дороги России нужны.

Хочу еще отметить такой момент. Если за рубежом дорога называется платной, то это в большинстве случаев дает право водителю не ограничивать скорость своего движения, за превышение которой на бесплатной дороге можно нарваться на солидный штраф. Во всяком случае я видел это в Германии, где распространено строительство автобанов. Что же касается покрытия, то оно почти ничем не отличается от бесплатных дорог.

Конечно, если у нас будут платные дороги, то, естественно, на водителей лягут определенные дополнительные расходы. Но они сторицей будут окупаться скоростью и безопасностью передвижения. Мы занимаемся международными перевозками, и поэтому для нас это небезразлично. Как и для тех, кто заказывает наши услуги. При хороших дорогах мы можем гарантировать своевременность и безопасность доставки груза. Естественно, водитель будет платить за проезд по таким дорогам, мы - компенсировать его затраты, а затем стоимость проезда войдет в себестоимость перевозок. Думаю, заказчики возражать не станут, поскольку стоимость проезда по платным дорогам будет не очень высокой. Тем более эти затраты компенсируются скоростью, безопасностью перевозки и сохранностью грузов. И если что-то случится, то можно будет хоть с кого-то спросить за выбоины и кочки - с тех организаций, которые взимают плату. Сегодня же за плохое дорожное покрытие спросить не с кого или, скажем так, довольно проблематично, хотя налоги мы платим регулярно.