Перейти к основному содержанию

Главная      Не заплатишь - не поедешь

Не заплатишь - не поедешь

В ноябре Госдума рассмотрит законопроект о платных дорогах

В МИНТРАНСЕ рассчитывают, что в ноябре-декабре новый законопроект "О платных дорогах" будет рассмотрен Думой и уже в 2005 году вступит в силу.

В качестве основного принципа, положенного в основу законопроекта, в соответствии с Конституцией РФ принимается право выбора пользователя осуществлять проезд по платной автомобильной дороге при наличии обязательного бесплатного проезда по дорогам общего пользования в заданном направлении. Это соответствует общепринятой мировой практике.

Создание платной автомобильной дороги возможно двумя способами: путем нового строительства дороги в соответствии с требованиями, установленными законопроектом, а также путем реконструкции существующих автомобильных дорог.

Согласно законопроекту, органы государственной власти, органы местного самоуправления приобретают права и обязанности по осуществлению функций управления платными автомобильными дорогами, утверждения перечня платных автодорог, проведения конкурсов в целях заключения договоров на создание, эксплуатацию таких дорог. Юридические и физические лица, в свою очередь, приобретают право пользования и эксплуатации дорог. Естественно, что вместе с правом появляется и обязанность по оплате предоставляемых услуг в виде проезда по платной автодороге.

Для того чтобы начать строительство платной дороги, во-первых, необходимо экономическое обоснование. Далее требуется получить экологическую оценку последствий создания дороги. Затем следует экспертиза, которая должна показать риски государства и инвесторов при осуществлении проекта. Собственник платной автомобильной дороги должен обеспечить соответствие платной автомобильной дороги требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам общего пользования.

Эксплуатация платной автомобильной дороги может осуществляться собственником самостоятельно или передаваться по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, управляющему субъекту. Передача таких дорог в эксплуатацию без участия в финансировании их создания возможна исключительно на основании конкурса.

Законопроект обеспечивает защиту как инвесторам, так и пользователям таких дорог. Создание гарантий инвесторам, участвующим в финансировании проектов платных автомагистралей, обеспечивается принципом сохранения условий действия договоров на весь срок передачи автодороги в платную эксплуатацию. А защита прав пользователей осуществляется за счет создания системы государственного контроля за состоянием автодороги и соблюдением норм в сфере безопасности дорожного движения, экологической безопасности при строительстве и эксплуатации этого объекта, а также путем государственного регулирования тарифов за проезд и обязанности наличия альтернативного проезда. Более того, владельцы платных дорог обязаны будут возмещать ущерб, причиненный пользователю этих дорог, возникший вследствие ненадлежащего исполнения владельцами своих обязанностей. Предельные размеры платы за проезд определяются собственником платной автомобильной дороги, конкретные ставки определяются управляющим субъектом и могут дифференцироваться в зависимости от расстояния и вида транспортного средства.

В законопроекте предполагается учесть все три возможные формы владения и управления платными дорогами, получившие распространение в других странах, включая платные автомобильные дороги, управляемые государством (органами местного самоуправления), акционерными обществами или юридическими лицами на основе договора.

Между тем проведенные исследования среди пользователей дорог показали готовность платить за проезд по платным дорогам. Так, например, 83, 5 процента опрошенных готовы использовать платные услуги дороги МКАД - Кашира, и 79 процентов согласны заплатить за проезд по автодороге МКАД - Серпухов. Ведь сегодня около трети российских дорог испытывают перегрузки, а через три-четыре года этот процесс достигнет пика и большая часть дорог исчерпает свой ресурс пропускной способности.