ЗАПЛАТИ И ЗАБУДЬ ПРО ПРОБКИ
Минтранс обещает водителям комфортную, но не бесплатную жизнь
В октябре Госдума рассмотрит закон "О платных дорогах". В том, что этот документ примут, никто не сомневается. Разработчики "дорожной" концепции пообещали парламентариям инвестиционно привлекательную стройку, дешевое решение государственной задачи и бережное отношение к карманам владельцев машин.
Если все это случится, то не скоро. В Италии, где сегодня достаточно много хороших платных дорог, на развитие соответствующей инфраструктуры потребовалось полвека. Минтранс России хочет сократить эти сроки вдвое. Тем не менее счет все равно идет на десятилетия. Строительство большинства платных дорог в министерстве запланировано закончить к 2025 году. Что ожидает водителей после открытия этих магистралей? Как и во многих развитых странах, плата за проезд по ним. В России обещают следующий тариф: проезд по шестиполосной трассе будет стоить водителю 1- 2, 5 рубля за километр (в зависимости от издержек инвесторов при строительстве). Правда, опять же следуя цивилизованным стандартам, дорожники клянутся, что те, кому цена за комфорт окажется "не по карману" , смогут объехать платную дорогу по традиционным бесплатным маршрутам. Однако в этом случае, предупреждают авторы законопроекта, водители "рискуют потерять гораздо больше". То есть надо понимать так, что с ухабами и рытвинами на "общенародных" трассах бороться по-прежнему никто не собирается. Хотя, как уверяют сторонники платных дорог, не в ухабах дело. - Сегодня автолюбитель, являясь налогоплательщиком, и так платит за дороги. Кроме этого, он платит за бензин и запчасти. Простаивание в пробках - пустая трата времени, нервов и денег. Мы должны дать возможность водителям не платить дважды, - говорит заместитель главы Минтранса Александр Мишарин. Альтернативные платные дороги, по его словам, увеличат пропускную способность ключевых магистралей. Кроме того, возможно снижение транспортного налога, что также сэкономит расходы автовладельцев. Финансироваться стройка будет по принципу "фифти-фифти": часть средств заплатит государство, остальное - частные инвесторы (бюджет, по признанию специалистов, покрыть все расходы не в состоянии). Готовность отечественных и западных бизнесменов потратиться на российское дорожное хозяйство Мишарин объясняет так:
- Частная компания, вложившая деньги в строительство дороги, получит сразу два источника доходов от реализации такого проекта. Первый главный источник возвращения инвестиций - это взимаемая оплата за проезд. Второй - доход от развития инфраструктуры вдоль построенной дороги. Предприниматели получат в аренду прилегающие к трассе территории на весь срок окупаемости проекта.
Где именно появятся новые дороги, а инвесторы получат свои "участки" , доподлинно неизвестно. С этим распределением связаны интересы множества структур.
- Речь идет о развитии серьезной инфраструктуры. Строительство новой дороги трансформирует экономику любого региона. Появляются новые рабочие места. Изменяется даже численность населения. Например, строительство хороших платных дорог в Париже и Лондоне привело к тому, что число городских жителей там уменьшилось почти на миллион человек. Людям стало выгоднее жить в пригороде, где сразу началось строительство коттеджей, магазинов, детских садов, школ и так далее, - сказал Мишарин.
В России подобные аналогии вряд ли применимы даже для такого крупного города, как Москва. Как скажется строительство новых дорог на жизни простых россиян, сегодня можно только догадываться. Для подавляющего числа москвичей, да и не только, жизнь в загородном доме сейчас - несбыточная мечта. С ростом цен на землю вблизи стройки [а он, конечно, неизбежен) о планах переселиться в собственный особняк среднестатистическому гражданину можно будет вообще забыть.
***
СПРАВКА
В России уже существует 900 км платных дорог - в Воронежской и Псковской областях, а также на Алтае. На этот раз строительство коммерческих дорог планируется в объезд Красногорска, рядом с Ново-Егорьевским шоссе, в обход города Одинцово, на МКАД с автомагистрали М-1 "Беларусь". В ноябре - декабре этого года начнется, а в 2009 году завершится строительство платной трассы Москва - Ногинск длиной 50 км. На 2005 год намечено начало прокладки платной автодороги Москва - Санкт-Петербург. По оценкам специалистов Минтранса, сооружение платной дороги между столицами закончится через пять лет и обойдется в 300 млрд. руб.