Платные дороги: роскошь или необходимость?
Псковские дорожники раньше всех в России были вынуждены ввести платные дороги. Пойти на этот шаг заставила сама жизнь. Дело в том, что Псковская область, являясь Северо- Западным рубежом России, имеет 11 таможенных переходов. Из них три находятся на федеральных и восемь - на территориальных дорогах. Около 40% автотранспорта проходит через таможенные переходы, находящиеся на территориальных дорогах. Если сравнивать с 2002 годом, то транспортный поток вырос в 1, 4 раза. А это в свою очередь увеличивает расходы на содержание, ремонт и реконструкцию участков, соединяющих федеральные автомобильные дороги с таможенными переходами, расположенными на государственной границе России. Возможности целевого территориального дорожного фонда ограниченны и не позволяют обеспечить финансирование дорожного хозяйства области в объеме, необходимом для решения указанных задач.
Кроме того, при распределении финансовой помощи из федерального бюджета РФ на дорожное хозяйство субъектов РФ не учитываются ни протяженность обслуживаемых автодорог, ни типы их покрытий, ни количество искусственных сооружений, ни интенсивность движения или доходы бюджета субъекта РФ. Не учитываются также и затраты на содержание 1 км дорожной сети в том или ином регионе. Одним словом, отсутствует механизм и единый подход при распределении субвенций. Вследствие недостаточного финансирования техническое состояние автомобильных дорог и мостов на протяжении последних лет не улучшается из- за естественного и морального старения, а также износа конструкций при накоплении недоремонтов. В бюджете 2004 года доходы ТДФ Псковской области вновь запланированы с уменьшением против доходов 2003 года на 39 682 тыс. рублей и составляют 859161 тыс. рублей.
Поэтому одним из направлений работ по преодолению проблем финансирования дорожного хозяйства области было выбрано создание участков территориальных автомобильных дорог, работающих на платной основе.
Целью введения платного проезда на этих участках является привлечение финансовых ресурсов для компенсации затрат, связанных с реконструкцией и эксплуатацией автомобильных дорог, соединяющих таможенные пункты перехода с федеральной сетью автодорог.
Платят за пользование этими автомобильными дорогами те, кто осуществляет международные грузовые и пассажирские перевозки, а также владельцы легкового автотранспорта, пересекающие при въезде и выезде границу Российской Федерации. Таким образом, деньги собираются не с псковских автомобилистов, а с тех, кто из других регионов ездит и разбивает наши дороги. Размер взимаемой платы за проезд установлен в зависимости от вида транспортного средства.
Как сообщил заместитель председателя Территориального дорожного комитета Владимир Тихонов, за 8 месяцев этого года от эксплуатации автомобильных дорог на платной основе в территориальный дорожный фонд поступило почти пятьдесят с половиной миллионов рублей, или 11 % всех доходов фонда. Годовой же план составляет 60 миллионов рублей. А в связи с возросшим потоком транспорта в ТДК прогнозируют увеличение этой суммы до 80 миллионов рублей. По словам Владимира Тихонова, в среднем за месяц платные дороги дают шесть миллионов рублей. Всего же с начала ввода их в эксплуатацию (с 11 марта 2002 года) в ТДФ поступило более 136 миллионов рублей.