Дорогу оплатит едущий
Автомобилистам придется сделать непростой выбор - доехать до аэропорта Толмачево быстро, но за деньги, или долго, но бесплатно. Помимо этой дороги, власти хотят сделать платным Северный объезд вокруг Новосибирска. Чиновники обещают, что введение платных дорог принесет двойную выгоду как автомобилистам, которые смогут экономить время на поездку и топливо, так и для дорожного строительства, испытывающего нехватку денег ("КС" писал об этом в N 34 от 17 сентября ). Впрочем, окупаемость проекта пока вызывает сомнения даже у самих разработчиков.
На январь 2004 года в ведомстве дорожно-строительного комплекса Новосибирской области находилось свыше 13,7 тыс. км дорог. Объем работ дорожно-строительной отрасли в этом году составил около 2 млрд руб. В 2004 году федеральным бюджетом не предусмотрено выделение субсидий на развитие дорожной сети Новосибирской области. До этого субсидии из федерального бюджета в дорожный фонд составляли более 400 млн руб. В этом году объем финансирования дорожно-строительных работ в Новосибирской области составил около 1,9 млрд руб., что на 8% меньше, чем в 2003 году.
Как рассказал "КС" начальник отдела планирования и анализа работ дорожного комплекса департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Новосибирской области Константин Громенко, необходимость создания сети платных автодорог связана с недостаточным финансированием из бюджетов (федерального и местного) строительства и ремонта дорог. По оценкам чиновника, "появление платных дорог снизит расходы автомобилистов на ГСМ и сократит время поездки".
Платные дороги будут отличаться от обычных более высокими скоростными характеристиками. Такие дороги, как правило, относятся к дорогам первой категории, для которых обязательно наличие разделительной полосы, знака "автомагистраль" (проезд на скорости до 110 км в час), дополнительное освещение в темное время суток.
По словам Константина Громенко, "есть два основных критерия, по которым дорога относится к разряду платных. Это интенсивность движения и наличие альтернативного проезда. В Новосибирской области пока есть только два дорожных объекта, отвечающих этим критериям - Северный объезд и автодорога "Новосибирск - аэропорт Толмачево (ул. Станционная)". Вопрос о том, чтобы сделать проезд по улице Станционной платным, рассматривался новосибирскими властями еще во время строительства этой дороги (сейчас она, как незавершенное строительство, находится на балансе территориального управления автодорог Новосибирской области), а решение о платности Северного объезда Новосибирска принимается правительством РФ (его строительство финансируется из федерального бюджета).
Опыт эксплуатации платных автодорог в России уже есть (участок на федеральной трассе "Дон" между Воронежем и Тамбовом, часть одного из шоссе под Липецком и единственный в стране платный мост в Барнауле). "Мы подробно изучали опыт барнаульских дорожников - ГП "Алтайавтодор", которое подготовила нормативную базу для подобной эксплуатации моста, - говорит Константин Громенко. - Проезд по нему для водителей легковых автомобилей стоит 10 руб., грузовых - дороже". Обычно при оплате за проезд по дорогам такого типа учитываются интенсивность движения и затраты ГСМ в сравнении с затратами по альтернативному проезду.
Однако отсутствие нормативной базы для введения платных дорог сдерживает инициативу новосибирских властей применить опыт барнаульцев. "Прокуратура Алтайского края не раз предъявляла претензии ГП "Алтайавтодор" в связи с отсутствием на федеральном уровне нормативов платного использования автодорог и мостов", - говорит Громенко. Ожидается, что федеральный закон о платных автодорогах вступит в силу в 2005 году. Уже к 1 ноября "Росавтодор" должен предоставить проект этого закона в Госдуму РФ. Планируемая цена за один километр пока установлена на уровне 1 руб. "Думаю, что в первом квартале 2005 года закон о платных дорогах уже будет принят", - говорит Громенко.
"Мы уверены, что платные автодороги будут пользоваться спросом у автомобилистов. Но есть ряд сложностей, которые пока не позволяют говорить о готовности проекта", - считает Константин Громенко. Так, нужно учитывать существующую интенсивность эксплуатации улицы Станционная и необходимость большинства жителей города Обь ежедневно ездить на работу в Новосибирск". Специалистами департамента транспорта администрации Новосибирской области все вопросы будут решены до конца 2005 года, чтобы с появлением утвержденного федерального закона его можно было применить в Новосибирске.
Возможность платного проезда по улице Станционной и Северному объезду вызвала неоднозначную реакцию со стороны участников рынка автоперевозок. По словам директора таксомоторной компании "Мустангъ" Сергея Гурьева, "расходы за проезд по платной дороге, например, до Толмачево, будут включены в тарифы перевозок пассажиров. Те пассажиры, которым важно быстро и с комфортом доехать до аэропорта, будут рассчитываться по новому тарифу. Для остальных будет объездная дорога. Судить о том, какой экономический эффект даст этот проект, можно по тому, как скоро и в каком объеме будут ремонтироваться дороги в городе".
А директор компании "Сибэкспресс" (международные грузовые автоперевозки) Александр Голубев сомневается, что средства, полученные от платного проезда по Северному обходу, смогут улучшить состояние дорог в Новосибирской области. "Платный мост в Барнауле существует уже несколько лет, а дороги в Алтайском крае улучшаются по-прежнему медленно. Возможно, что это происходит от того, что учитывать все машины, проезжающие по платным дорогам, очень сложно".
"Проезд по Северному обходу для транзитного транспорта занимает в два раза меньше времени, чем проезд через Новосибирск. Уже сегодня городские улицы перегружены транспортом, так что появление альтернативных дорог необходимо. Думаю, что платные автодороги будут пользоваться спросом у водителей, для которых важно время, затраченное на поездку", - считает гендиректор транспортно-экспедиционной компании "ЗапСибТрансБлок" Татьяна Подкорытова.