Перейти к основному содержанию

Главная      В ДОЛЕ С ЧАСТНИКОМ

В ДОЛЕ С ЧАСТНИКОМ

Разработан законопроект о платных дорогах

ДО 1 ОКТЯБРЯ в правительство будет представлен законопроект о платных дорогах, предусматривающий привлечение частного капитала к строительству дорог. Об этом вчера сообщил министр транспорта Игорь Левитин.

Похоже, транспортники надеются, что законопроект будет принят до конца года. На чем основаны такие надежды, неясно, но в министерстве рассчитывают приступить к строительству первых участков платных дорог на основе частно-государственного партнерства уже весной - летом 2005 года. Предполагается, что через 20 лет общее количество функционирующих платных дорог приблизится к мировым показателям, а точнее - 2-5 процентам от протяженности федеральных дорог.

Досье "РГ":

В более чем тридцати странах мира функционируют платные автомобильные дороги и дорожные объекты (например, мосты). Десять европейских стран объединились в Европейскую ассоциацию концессионеров платных автодорог и объектов (ASECAP). В этих странах существует, более 100 компаний, в управлении которых находятся более 18 тысяч километров платных дорог.

Сергей Быстров, гендиректор госучреждения "Дирекция "Дороги России", отметил, что, хотя действующая нормативно-правовая база позволяет уже сейчас привлекать внебюджетные источники в такое строительство, однако для инвесторов нужны дополнительные гарантии. Поэтому законопроект предусматривает передачу им в долгосрочную эксплуатацию не только дороги, но и объекты дорожной инфраструктуры. Их-то и предлагается рассматривать в качестве дополнительных источников окупаемости. Проще говоря, это означает, что частникам предлагается взять в аренду еще и придорожную землю и, построив здесь кафе, мастерские и магазины, извлекать прибыль. Правда, при этом разработчики законопроекта не уточняют, сколько именно придорожной земли будет отведено в эксплуатацию инвестору. Замминистра Александр Мишарин пояснил корреспонденту "РГ", что этот вопрос регулируется Земельным кодексом и рядом других нормативных актов. А согласно этим документам землю могут отводить и на расстоянии трех метров от дороги. Вряд ли инвестор сможет на этом участке построить ту же бензоколонку.

В то же время в ведомстве предпочитают не разглашать маршруты платных участков. Одно лишь ясно, что платные дороги будут построены там, где наиболее загружены трассы - на подходах к крупным городам с интенсивностью движения не менее 25 тысяч автомобилей в сутки. Похоже, что скрытность министерских чиновников объясняется тем, что зачастую местные администрации не прочь воспользоваться инсайдерской информацией, чтобы повыгоднее продать участки под будущую дорогу. Если прокладывать дорогу по частным землям, инвесторам придется дополнительно выложить средства за их выкуп. Кстати, подтвердил это и информированный источник, близкий к руководству Минтранса. Он сообщил, что часть старых проектов дорог сегодня скорректирована. Дороги пролягут в обход распроданным землям, поскольку их выкуп может привести к сильному удорожанию строительства. Кстати, по подсчетам Александра Мишарина, выкуп земли, в частности в Московской области, уже сегодня увеличивает стоимость дороги как минимум на 30 процентов.

Тем не менее официально в ведомстве объясняют причину скрытности другими причинами. Корреспонденту "РГ" в пресс-службе Минтранса сообщили, что трасса может проходить по земельным участкам, занятым под другие цели. Поэтому в каждом конкретном случае вопрос решается в комплексе - с проектировщиками трассы, собственниками земельных участков, региональными властями и другими заинтересованными ведомствами.

Досье "РГ":

Из различных источников стало известно, что первые платные участки, которые будут построены с долевым участием частных инвесторов, пролягут по следующим маршрутам: МКАД (Москва) - КАД (Санкт-Петербург); МКАД - Одинцово, МКАД - Ногинск, МКАД - Пушкино в Московской области. Словом, законопроект "О платных автодорогах" оговаривает новый подход в организации строительства дорог, который станет осуществляться по принципу долевого участия инвестора и государства. Правда, аналитики считают, что скорее всего вместо "живых" денег государство вложит ценные бумаги внутреннего или внешнего госзайма. Сколько выложит инвестор? Все будет зависеть, пояснили в Минтрансе, от результатов конкурса.

В ведомстве утверждают, что желающих воспользоваться платными дорогами будет немало. Владельцы машин выгадают на экономии топлива и времени, снизят расходы на ремонт автомобиля. Причем максимальный размер платы за проезд не превысит предельного уровня экономии, получаемой пользователями дороги: как и во всем мире, ее установят на 15-20 процентов ниже максимального значения величины расчетной экономии. Более того, корреспондента "РГ" заверили, что будет применяться гибкая система тарификации: различного рода абонементы, дифференцированные тарифные планы по времени суток и типу транспортных средств. Кроме того, пояснили в Минтрансе, от платы за проезд будут освобождаться определенные категории транспортных средств, перечень которых будет установлен правительством РФ.

Досье "РГ":

Эксперты подсчитали, что величина платы будет соизмерима с ценой предметов широкого потребления (газет, журналов, прохладительных напитков). А если еще конкретнее, то в первые годы эксплуатации сети платных дорог тариф за проезд будет составлять 1 -1,5 рубля за километр для легковых автомобилей и 2,5- 4 рубля за километр для грузовых машин.

***

Между тем

Скоростную автомагистраль Москва - Санкт-Петербург предполагается сделать платной, сообщил журналистам замминистра транспорта Александр Мишарин. По его словам, 29 сентября Федеральное дорожное агентство намерено провести тендер для выбора генерального проектировщика скоростной автомагистрали, ориентировочная стоимость которой составляет 150-180 миллиардов рублей, а срок строительства - около 5 лет. К 15 декабря будет представлен проект первого участка дороги -протяженностью 100 километров.