Перейти к основному содержанию

Главная      С ВЕТЕРКОМ ЗА ДЕНЬГИ

С ВЕТЕРКОМ ЗА ДЕНЬГИ

Ведомости

Возможно, через несколько лет у российских автолюбителей и перевозчиков появятся десятки качественных автотрасс на выбор. Минтранс рассчитывает, что они будут платными: за каждый километр пути придется отстегнуть от 1 до 3 руб. Российские перевозчики готовы пойти на дополнительные траты, надеясь избежать пробок и сберечь парк машин.

Платные автодороги есть более чем в 30 странах мира. В Европейскую ассоциацию концессионеров платных дорог входит, более 100 компаний, управляющих 18 000 км магистралей. Их годовой доход - около 11, 5 млрд евро. По данным Минтранса, плата за проезд за рубежом составляет в среднем $0, 02-$0, 03 за км, для грузовиков она в несколько раз выше, чем для легковых авто.

Написать законопроект о платных автодорогах Минтранс собирался шесть лет. Вчера документ, копия которого есть в распоряжении "Ведомостей", был отправлен на согласование с другими ведомствами. Законопроект устанавливает, что плату можно взимать не только за строящиеся трассы, но и за дороги после ремонта - если "имеется возможность альтернативного бесплатного проезда". По расчетам Минтранса, минимальный тариф на проезд составит для легковых автомобилей 1-1, 5 руб. за 1 км и 2-3 руб. - для грузовых. Инвесторы, для которых предусмотрены "бюджетные и налоговые кредиты", льготы на пользование землями автодороги и право выкупа земель рядом с трассой, будут отбираться на конкурсе. Предусмотрена государственная и частная собственность на дороги, а также возможность передачи их в управление на 49 лет. Замминистра транспорта Александр Мишарин считает эти условия "достаточно привлекательными". При условии принятия законопроекта, по подсчетам Минтранса, к 2020 г. каждый 20-й километр российских автотрасс будет платным. Сейчас их протяженность составляет 47 000 км. Первые на очереди федеральные проекты - платные дороги от Москвы до Санкт-Петербурга (2005-2010 гг.) и Минска.

До сих пор инвесторам в строительство платных дорог в России не везло. В 2002 г. воронежским властям пришлось отменить плату за проезд по дороге Воронеж - Тамбов из-за недовольства населения. По данным Счетной палаты, только в 2000 г. на этом участке и платном отрезке федерального шоссе Москва - Новороссийск было собрано около $800 000 - и этих денег хватало, чтобы покрывать лишь 29% эксплуатационных расходов. Весной 2002 г. американская "НовТрансИнк" "из-за низкой плотности движения" заморозила строительство платного участка дороги на трассе Москва Петербург в Новгородской области (проект финансировало Агентство по торговле и развитию США). В Ненецком округе пропускной пункт платной дороги из Нарьян-Мара в Харьягу становился жертвой поджогов, а шлагбаумы регулярно сбивались. Даже в Подмосковье, где плотность движения высока, многие проекты остаются на бумаге: АО "Мосдорпартнер" - с дорогой на Красногорск, АФК "Система" - с дорогой на Каширу.

Однако, уверяет Мишарин, "многие инвесторы" уже интересуются возможностью участия в строительстве платной дороги Москва - Петербург на условиях законопроекта. Претендентов, впрочем, он назвать отказался. Полон оптимизма и гендиректор Института управления рисками, один из авторов документ Александр Ерыгин: по его расчетам, экономия от транспортировки по платным дорогам составит до 20%.

Правда, полагает вице-президент "Совтрансвато" Владимир Исаев, Минтрансу придется повысить тарифы - предложенные ставки ниже уровня рентабельности.Но крупные перевозчики все равно предпочтут пользоваться платными магистралями, считает Исаев, а повышение расходов компенсируют ростом цен на свои услуги. "На платных дорогах нет пробок, хорошее покрытие, да и современные импортные грузовики, которыми оснащен наш парк, сейчас, быстро изнашиваются от тряски по российским ухабам", - поясняет он.