Платные магистрали решено узаконить
В правительство поступил проект Федерального закона "О платных автомобильных дорогах"
Заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин и другие разработчики этого законопроекта провели пресс-конференцию, посвященную перспективам развития сети платных автодорог в нашей стране.
Дорожное хозяйство, отметил замминистра, весьма затратная отрасль экономики. Ежегодно на строительство новых и содержание существующих автомагистралей расходуются около 200 млрд. рублей, что составляет примерно 1, 5% ВВП. Четвертая часть из этой суммы поступает из федерального бюджета, остальное - из других источников. Главная отличительная черта отрасли, по словам Александра Мишарина, - практически полное отсутствие ее регулирования рыночными механизмами. Новый закон призван восполнить этот пробел.
Как свидетельствует мировой опыт, строительство платных дорог способно решить транспортные проблемы. Потребности России в дорожном строительстве сегодня не покрываются в полном объеме за счет государственных и муниципальных средств. Разработчики законопроекта считают, что в нашей стране сложились политические и экономические предпосылки для развития дорожной сети путем активного строительства платных дорог. Пользователи морально и материально готовы поддержать, выложить свои кровные в разумных пределах, конечно, чтобы проехаться с ветерком по дороге, имеющей более высокие уровень сервиса, качество дорожного полотна и т.п.
Цель законопроекта - регулирование отношений между органами государственной власти, местного самоуправления, частных компаний в процессе строительства и эксплуатации платных автомобильных магистралей. В частности, этот документ регламентирует вопросы собственности, определяет компетенцию органов госвласти и местного самоуправления, условия строительства и сроки эксплуатации платных дорог. Также законопроект закрепляет требования к таким дорогам, порядок их эксплуатации, особенности правового регулирования использования земель, отведенных под эти магистрали, порядок определения размера оплаты за проезд по ним.
Предусматривается возможность нахождения платных автодорог в любой форме собственности в соответствии с действующим гражданским законодательством. Причем собственник должен обеспечить соответствие платной дороги требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам общего пользования. Платная автомагистраль согласно законопроекту может быть создана двумя путями: строительством новой либо реконструкцией уже существующей. Источники финансирования могут быть самые разные - бюджетные, внебюджетные, государственные, муниципальные, частные, в том числе кредитные и заемные.
Для привлечения негосударственных инвестиций лицам, участвующим в финансировании создания государственных и муниципальных платных автомобильных дорог, предоставляется право их эксплуатации. При этом формы отношений между собственником и инвестором могут быть любыми. Например, может быть заключен договор о создании и дальнейшей эксплуатации платной дороги. Законом предусматривается целый ряд гарантий лицам, участвующим в создании и эксплуатации государственной или муниципальной платной автомагистрали. Устанавливаются ограничения (обременения) права собственности на период действия договора с управляющим субъектом, а также ему предоставляются преимущественное право создания объектов придорожной инфраструктуры, возможность компенсационных выплат и в ряде случаев компенсации убытков.
Вопрос платы за пользование автомобильными дорогами является одним из важнейших как с экономической, так и с социальной точки зрения. Для соблюдения баланса интересов собственника платной автомагистрали, управляющего субъекта и пользователя в законопроекте заложен достаточно гибкий принцип установления размера платы за проезд. Предельные размеры платы определяются собственником, конкретные ставки - управляющим субъектом, они могут дифференцироваться в зависимости от расстояния и вида транспортного средства. Одно дело - легковой автомобиль, другое дело - автопоезд. Как бы там ни было, но расчет дифференцированных ставок должен осуществляться на основании единой методики, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, будут сочетаться как административные (ведь в большинстве случаев собственником платной дороги будет государство либо муниципалитет), так и чисто рыночные принципы ценообразования, что позволит соблюсти баланс интересов всех сторон.
Платные дороги начнут появляться там, где наиболее высок уровень транспортных потоков, как более привлекательная с точки зрения комфорта, сервиса и безопасности альтернатива обычным бесплатным дорогам. Это не только жизненная необходимость, но и экономическая целесообразность. Рентабельность платной магистрали обуславливается интенсивностью движения по ней (не менее 25-30 тысяч автомобилей ежедневно). Как заверил Александр Мишарин, в России в среднем цена за проезд одного километра по платной дороге составит 1-1, 5 рубля. Причем в любом случае она должна быть ниже издержек, которые несет автомобилист на обычной магистрали.
По замыслу экономия складывается за счет уменьшения расхода топлива, времени в пути, повышения безопасности. С этой точки зрения получается, что платные дороги рассчитаны далеко не на всех владельцев транспортных средств. Простой пример. Сейчас для того, чтобы доехать из Санкт-Петербурга в Москву (расстояние около 600 км), водитель "жигулей" тратит около 800 рублей. Готов ли он выложить почти столько же, чтобы вкусить прелести скоростной езды по современному автобану? Вот и получается, что большинству это удовольствие окажется не по карману. И не потому, что плата будет чрезмерно высока, просто средний уровень зарплаты российского обывателя не сопоставим с европейским или американским.
Однако Александр Мишарин не склонен драматизировать положение дел: у кого нет, или кому жалко денег - пусть путешествует по бесплатным автотрассам.Он все равно останется в выигрыше. Ведь на платные дороги "уйдут" представители богатого сословия, многочисленные грузоперевозчики, что само по себе облегчит транспортную ситуацию на обычных магистралях, пропускная способность которых сегодня уже в три раза отстает от потребности.
О том, где будут в первую очередь строиться платные дороги, заместитель министра предпочел особо не распространяться. Объясняется это тем, что пока не принят закон и не определен порядок резервирования земель, выделяемых под эти магистрали.. Стоимость выкупа земель доходит до 30% от стоимости собственно строительства автомагистрали. Так что информация о том, где они пролягут, носит закрытый характер.
В октябре правительство должно определить свое отношение к проекту закона "О платных автомобильных дорогах", после чего он поступит на рассмотрение в Государственную Думу. Законопроект весьма актуальный для поступательного развития экономики нашей страны, поэтому можно с уверенностью сказать, что народные избранники не положат его в долгий ящик. Как бы там ни было, но бюджет на будущий год, по словам Александра Мишарина, сформирован с учетом начала первого этапа строительства платных автомобильных дорог. А уже через 15 лет платных дорог в России будет 5% от общего числа.