Перейти к основному содержанию

Главная      ПЛАТНЫЕ АВТОДОРОГИ

ПЛАТНЫЕ АВТОДОРОГИ

Ключ к будущему страны

Таковы итоги пресс-конференции "Строительство платных дорог в России" с участием заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина и других представителей транспортной отрасли. Главный аргумент в пользу строительства платных дорог, который звучал из уст выступавших, сводился к следующему

В отрасль дорожного хозяйства вкладывается порядка 200 млрд. руб. в год бюджетных средств. Но этого катастрофически мало. Например, стоимость 6-4-полосной автомобильной дороги в Подмосковье колеблется от 5 до 15 млн. долл. за километр - в зависимости от сложности участка. Сумма варьируется из-за того, что необходимо не только выкупить землю под строительство, но еще и перенести различные коммуникации и т. п. В результате стоимость будущей новой дороги Москва - Ногинск (протяженностью 45 км по бизнес-плану) составляет около 8 млрд. руб. Один из основных механизмов повышения инвестиционной привлекательности отрасли - массовое строительство платных дорог. Интересно, что в России уже есть платные дороги. Это участок на федеральной трассе "Дон" (между Воронежем и Тамбовом), часть одного из шоссе под Липецком. Работает также (единственный пока в стране) платный мост в Барнауле. По словам г-на Мишарина, тот же участок трассы Москва - Дон уже очень хорошо себя зарекомендовал. Но российский опыт можно назвать скорее экспериментом, а за рубежом платные дороги уже давно стали обычной практикой. В США их на сегодня порядка 9 тыс., в Японии - 8 тыс., во Франции - 10 тыс. и т. д. Это от 2% до 5% от протяженности всей трассы, но это магистрали, соединяющие крупные центры, и их доля трафика (объема перевозок) составляет до 20%.

Непонятно, какой механизм будет действовать при строительстве платных магистралей. Возможно, одну часть денег будет выделять государство, а другую - привлеченные частные инвесторы, в том числе и зарубежные. Процентные соотношения участия в строительстве дорог могут быть самыми разными, но предполагается, что доля частных инвесторов в проекте может составлять и 30%, и 50%, и более. "Я думаю, что платные дороги вызовут очень большой интерес прежде всего у российских инвесторов. Частная компания, вложившая деньги в строительство дороги, получит сразу два источника доходов от реализации такого проекта. Первый - это непосредственно сама взимаемая плата за проезд, которая является и основным источником возвращения инвестиций. Второй - доход от развития инфраструктуры вдоль построенной дороги", - заявил Александр Мишарин. Тем не менее, основной доход, который принесет платная дорога инвестору, будет зависеть все-таки от количества автомобилей, которые решат ехать по платной дороге, и от размера платы за проезд. Уже сейчас известно, что плата за проезд по подобной дороге в России составит не менее 1 рубля за километр, а окупаемость проектов - около 20 лет.

RBC daily