Дорожный просвет
Татарстан надеется получить средства инвестфонда для строительства платной магистрали
Министерство экономики Татарстана подало заявку в Министерство регионального развития РФ на участие в конкурсном отборе инвестиционных проектов регионального значения. В нее включен проект строительства участка первой платной дороги республики Шали-Бавлы. Документацию по всей трассе, возведение которой обойдется в 90 млрд руб., Татарстан обещает представить позднее. По мнению экспертов, если инвестфонд при Минрегионразвития согласится выделить деньги, платная магистраль может окупиться быстрее заявленных 32 лет, так как ее бесплатный дублер - федеральная трасса Казань-Оренбург чрезвычайно перегружена.
Вчера Министерство экономики Татарстана сообщило о внесении заявки на конкурсный отбор инвестиционных проектов регионального значения, которые претендуют на софинансирование инвестиционного фонда при Министерстве регионального развития РФ. Пресс-секретарь Минрегионразвития Федор Щербаков подтвердил "Ъ" факт поступления заявки от Татарстана. Бюджет фонда на 2008 год утвержден в объеме 80 млрд руб. К отбору допускаются региональные и межрегиональные проекты стоимостью не менее пяти млрд руб., которые способствуют увеличению валового регионального продукта.
Татарстан включил в заявку четыре инвестпроекта: строительство индустриального парка "Камские Поляны", создание животноводческих комплексов, строительство гостиничного комплекса для резидентов особой экономической зоны "Алабуга" и проект строительства первой платной дороги в Татарстане Шали-Бавлы, которая состоит из двух участков - Алексеевское-Альметьевск и Шали-Сорочьи Горы. Как сообщил вчера "Ъ" заместитель министра транспорта и дорожного строительства Татарстана Наиль Шайхутдинов, пока в заявку включен лишь проект строительства первого участка дороги - Алексеевское-Альметьевск. Он является самым большим участком трассы Шали-Бавлы - его протяженность составляет 144 км (общая протяженность дороги 184 км). "К моменту оформления заявки только на этот участок дороги был готов полный пакет необходимых документов: проектно-сметная документация, утвержденная ФГУ "Главгосэкспертиза РФ", и бизнес-план, одобренный нашим инвестконсультантом - Райффайзенбанком, - сказал он. - Позднее к заявке будет приложена аналогичная документация на второй отрезок трассы Шали-Сорочьи Горы".
Строительство дороги должно начаться в 2009 и завершиться в 2012 году. По словам замминистра, сметная стоимость строительства участка Алексеевское-Альметьевск утверждена в 40 млрд руб., общая же стоимость проекта составляет 90 млрд руб. Господин Шайхутдинов вчера выразил уверенность в положительном исходе рассмотрения заявки. Если она будет одобрена, Минрегионразвития подпишет с Татарстаном концессионное соглашение сроком до 50 лет, по которому федеральные инвестиции составят 50% от сметной стоимости, республиканские и частные - по 25%.
Заявленным инвестором строительства участка дороги Алексеевское-Альметьевск выступает ОАО "Автострада" - 100%-ная дочка нефтяной компании "СМП-Нефтегаз". Кто может выступить инвестором второго участка трассы, не раскрывается. Татарстан не в первый раз пытается применить механизм частно-государственного партнерства для строительства платной магистрали. Первую попытку в 2003 году предпринял прежний министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Владимир Швецов, который попробовал договориться с Внешторгбанком (ВТБ) о привлечении 2,5 млрд руб. на строительство участка Шали-Сорочьи Горы. ОАО "Камдорстрой" даже построило несколько километров дороги, но ВТБ отказался открывать кредитную линию. Что касается участка Алексеевское-Альметьевск, то с 2006 года "Автострада" вложила в его строительство 1,5 млрд руб., проведя земляные работы на протяжении всей трассы.
Как сообщил замминистра, срок окупаемости платной магистрали определен в 32 года. "Во всем мире строительство платных дорог является почти неокупаемым, они возводятся при поддержке государства, что стимулирует привлечение в отрасль частных денег", - сказал "Ъ" господин Щербаков. Директор по инвестициям в инфраструктурные проекты УК "Лидер" Михаил Быханов вчера отметил, что строительство платных автодорог на основе концессии является эффективным инструментом развития транспортной системы.
Эксперты считают, что платная дорога может окупиться гораздо быстрее, так как ее бесплатный дублер - федеральная трасса Казань-Оренбург чрезвычайно перегружена. "Каждые сутки только в сторону Альметьевска проходит более семи тысяч грузовых автомобилей, что является высоким показателем грузопотока", - сообщили "Ъ" в Волго-Вятском управлении федеральных дорог, отметив, кроме того, что трасса была построена более 20 лет назад и перестала отвечать требованиям безопасности. "По статистике ГИБДД, на каждый километр трассы ежедневно приходится по три ДТП. Платная дорога оттянет как минимум 50% грузопотока", - считают в транспортной компании "Грузовозз".