Перейти к основному содержанию

Главная      СТРЕЛЬБА ПО ВОРОБЬЯМ

СТРЕЛЬБА ПО ВОРОБЬЯМ

Рискованное дело - в голодный год негодовать на качество трюфелей. В акции "пустых канистр по убитым дорогам", которая худо-бедно прокатилась по 50 городам, содержится стратегическая ошибка.

Организаторы повторяли: мы - в рамках конституционного поля. По их словам, налог на бензин обеспечивает казне 1 трлн рублей. Из него только 200 млн идет на ремонт трасс. Куда идут остальные? И где дороги? Пора уже требовать поименного уголовного расследования, а не шоу устраивать.

Во Франции марш пустых кастрюль 200 лет назад привел к революции, террору и казни короля. Добрая королева ахнула: "У них нет хлеба? Пусть едят пирожные". Ей это стоило головы. А у нас только милиция развлеклась. Ишь, мол, хотят как в Европе. Протестовать, понимаешь, задумали против высоких цен на плохой бензин в городах, задыхающихся от пробок. Не того требуем, сограждане.

Раньше остряки шутили, что хорошие дороги, мол, только там, где прежде была Римская империя. Поэтому в Сирии трассы лучше, чем в Ростове. Но уже и в Китае, и в Африке нормальные дороги. А у нас все как в песне - пыль да туман, тревоги да густой бурьян.

Ни в одной нефтедобывающей стране нет таких цен на бензин. В Иране литр стоит 10 центов. И дороги там великолепные. Хотя и снег, и мороз, и дождь, и оттепели. В чем же секрет?

В сети есть сайт для водителей, подробно описывающий качество проезжих путей по стране. Дорога на Ригу, трасса федерального значения, наш главный путь на Запад. В этом справочнике последние свидетели ездили по ней в 2006-м. Я ездила год назад. Теперь она считается непроезжей. В чистом поле вас извещают, что дальше - платно. Едешь. Вскоре - шлагбаум и касса. Платишь и спрашиваешь, за что. И тетенька, недобро усмехнувшись, говорит тебе: так сейчас увидишь, за что. Потому что вот-вот начнется дорога бесплатная.

Она такая: посреди живой деревни с людьми и скотиной разворочена, разъезжена страшная грязища по колено. В ней плывут грузовики и легковушки. Lexus двигался на моих глазах по дверь в жиже, его водитель приник к стеклу, тер глаза и не верил, что не спит. Mercedes шел навстречу, юзом сползая в кювет. Его водитель хохотал как сумасшедший.

Спрашиваю у людей, давно ли такая беда. Говорят, что пять лет назад начали строить платную дорогу. Старое покрытие содрали. А теперь вот 5 км грязи. И ничего. Пригоняют трактор, если кто завяз окончательно. За спасибо и во спасение души вытаскивают.

Это наш главный путь на Запад. Ни одного поста ГАИ. Ни одной засады в кустах. Ни одного продавца полосатых палочек, ловящего на скорость. Наркоторговцам - полное раздолье. Но и они идут в объезд.

За последние 10 лет лично я видела только один раз дорожные работы - под Лугой. В Германии, где лучшие в мире трассы, ремонт ведется постоянно, по всем направлениям.

В советское время однажды прошла 80 км, обходя долгострой в Вологодской области. Там ревели трактора и грейдеры, лился асфальт, и отряды чеченцев горбатились с раннего утра до позднего вечера. Кто не знает, в СССР на Севере и в Сибири строили дороги чеченские работяги. Ту дорогу могли одолеть только "БелАЗы". В колее от их колес я спряталась с головой. Поля вокруг трассы были раскатаны в болота, потому что те, кому надо ехать, ехали по жнивью.

Прошло 20 лет. Не вологодская трасса стала похожа на Рижское шоссе, а Рижское - на вологодскую. Так что не в пустых канистрах дело. [Н.К.]