С ПРАВОВОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ ПОКОНЧЕНО
Президент России Владимир Путин подписал долгожданный Закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности"
Дорожное хозяйство, несмотря на все недостатки, развивается достаточно динамично. Госдума добилась от Правительства существенного увеличения его финансирования - за четыре года оно выросло в четыре раза, с 70 до 250 миллиардов рублей. Деньги у дорожников появились, однако потратить их с пользой мешали пробелы в законодательстве. Дорожная отрасль - единственная, которая долго обходилась без базового закона, более того, постановления Совета Министров СССР, которые хоть как-то ее регулировали, были отменены. Ряд общих законов не учитывают специфики дорожного строительства, а отраслевые во многом устарели. Кроме того, в нескольких регионах уже действуют местные законы об автомобильных дорогах. Получается: на местах устанавливают свои правила игры. Правовая неопределенность в вопросах выбора земельных участков, формировании проектной документации приводила в совокупности к неэффективному использованию средств, существенному удорожанию и увеличению сроков строительства. В этой ситуации спасением для дорожников стало появление Закона "Об автомобильных дорогах", устанавливающего единую стратегию развития отрасли в России.
Важно, что в законе смогли найти и указать механизм, который раньше только декларировался Правительством и другими ведомствами. Закон может стать своеобразной конституцией дорожников России. Разработчики проекта уточнили полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, а также вопросы, касающиеся выдачи разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог. Уточнили и порядок введения платных дорог, которыми будут только новые или реконструированные трассы и только в случае, если есть альтернативные бесплатные дороги. Максимальный размер платы за проезд по таким дорогам будут устанавливать Правительство РФ (если это федеральные автодороги) и органы госвласти субъектов РФ или муниципалитетов за дороги соответствующих уровней.
Одновременно введены новые положения по предоставлению земельных участков для размещения автомобильных дорог и участков в границах полосы отвода. В отношении федеральных земель такими полномочиями наделен Росавтодор. Изменениям подвергнутся Налоговый и Бюджетный кодексы РФ: законопроект устанавливает государственную пошлину за выдачу специального разрешения на проезд транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы.
Главное в Законе "Об автомобильных дорогах" - установление единых правовых основ в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и эксплуатации федеральных, региональных, муниципальных и частных дорог, то есть всего блока дорожного хозяйства. Создается четкая система прав и обязанностей организаций и граждан, участвующих в дорожной деятельности или использующих автомобильные дороги. Все это позволит обеспечить сохранность и развитие современной и эффективной сети автодорог, создать в недалеком будущем дорожную сеть общеевропейского уровня.
Несомненна важность территориального планирования для развития транспортного комплекса в целом. Минтранс одним из первых проявил инициативу в разработке схем территориального планирования. Но она не могла быть завершена из-за отсутствия нормативно-правового акта, определяющего порядок разработки проектных схем. Теперь такой акт есть.
Вообще Правительству предстоит большая работа по развитию автомобильных дорог. В связи с этим заслуживает внимания предложение Министерства транспорта РФ о создании государственной корпорации, которая займется подготовкой и реализацией проектов по строительству и эксплуатации дорог федерального значения, формированием земельных участков для размещения дорог, будет контролировать выполнение концессионных соглашений и исполнение обязательств по использованию платных трасс. Правительству поручили заняться разработкой законопроекта о госкорпорации.
Автомобильные дороги имеют для России стратегическое значение. От уровня развития дорожной сети зависит устойчивый экономический рост, повышение конкурентоспособности отечественных производителей, улучшение качества жизни россиян, укрепление национальной безопасности, внедрение транспортного комплекса нашей страны в международную систему. Однако дорожная сеть России находится сейчас не в лучшем положении. Несмотря на рост уровня автомобилизации, который за 1996-2006 годы составил 85 процентов, протяженность дорог общего пользования увеличилась только на 15,7 процента. Причем значительная часть российских трасс не отвечает нормативным требованиям по эксплуатационным показателям. В совокупности с высокой капиталоемкостью строительства дорожных объектов это сдерживает приток в отрасль частных инвестиций, без которых сложно будет наладить строительство новых и ремонт старых дорог. Новый Закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" будет иметь определяющее значение для развития транспортной инфраструктуры и всей экономики страны.
***
Компетентное мнение
Сергей МИРОНОВ. Председатель Совета Федерации
Дорожное хозяйство является стратегически важным сектором экономики страны, развитие прямо влияет на сохранение территориального и геополитического пространства Российской Федерации. Сегодня вопросы развития дорожной сети встали в один ряд с приоритетными национальными проектами, хотя формально они не входят в их число.
Сегодня можно считать, что в деле совершенствования дорожного комплекса России наступил положительный перелом. Принят основополагающий для отрасли закон.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации всегда помогал дорожникам и впредь будет на законодательном уровне содействовать развитию и модернизации всех звеньев дорожного комплекса, формированию правовых основ, соответствующих современным экономическим условиям.
***
Борис ГРЫЗЛОВ, Председатель Государственной Думы
Дороги всегда имели определяющее значение для России. И сегодня качество дорожной инфраструктуры во многом влияет на темпы и качество роста, эффективность реализации социальных проектов и устойчивую связь между различными регионами.
Депутаты Государственной Думы четвертого созыва считают приоритетным направлением своей работы совершенствование законодательства в данной сфере, в том числе через принятие базовых федеральных законов об автомобильных дорогах Российской Федерации.
Кроме того, по инициативе депутатов постоянно увеличивались объемы бюджетного финансирования дорожного строительства.
XXI век - это век высоких скоростей и новых технологий. И перед отраслью возникают новые задачи: повышение качества строительства, в том числе за счет использования современных материалов, переход на более высокий уровень содержания трасс, а в целом более широкое внедрение инновационных подходов.
***
Виктор ЗУБКОВ, Председатель Правительства РФ
Уровень развития автомобильно-дорожного комплекса - один из критериев могущества и процветания государства. От степени эффективности работы автомобильного транспорта и дорожного хозяйства зависит развитие политических и экономических связей между регионами нашей необъятной страны.
В условиях бурного роста отечественного автомобильного парка и увеличения нагрузки на автомагистрали предстоит огромная работа по модернизации российской автодорожной сети до уровня современных международных стандартов. Необходимо строить новые дороги, мосты, совершенствовать технологии дорожных работ и автомобильных перевозок, способствовать обеспечению безопасности дорожного движения.
С современным развитием транспортного и дорожного комплексов мы во многом связываем свои надежды на расцвет российской экономики, на улучшение благосостояния населения страны.
***
Евгений БУШМИН, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету
В Послании Президента Владимира Путина Федеральному Собранию вопросы развития дорожной сети названы в числе главных и поставлена задача не только достижения достаточных объемов финансирования, но и улучшения механизмов финансирования и управления народным хозяйством. Переход на трехлетний период бюджетного планирования позволяет ставить эффективные цели и задачи, обеспечивать осуществление долгосрочных целевых программ, предусматривая для их достижения соответствующие финансовые ресурсы, в том числе в области дорожного строительства.
В рамках подпрограммы "Автомобильные дороги", входящей в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России", предусматривается выделить в 2008 году 211,3 млрд рублей, что на 60,6 млрд рублей (или на 42 процента) больше, чем в 2007 году. Из них 163,9 млрд рублей направляется на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог федерального значения.
Увеличение финансирования дорожного хозяйства в 2009 году составит 11,2 процента к показателям 2008 года.
Закон об изменении бюджета 2007 года предусматривает выделение 35 млрд рублей из тех 100 млрд рублей, которые обозначены в Послании Президента, с переходом на 2008 год. В измененном бюджете 2009 года также будет добавлено 35 млрд рублей дополнительно к средствам, уже выделенным в соответствии с Посланием Президента.
Добавлю также, что осуществление задач по созданию сети автодорог с участием только государства невозможно. Поэтому надо шире привлекать бизнес, крупных производителей дорожного машиностроения.
***
Мартин ШАККУМ, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
Мы уникальная страна. Наша территория в 1,7 раза больше, чем территория США, Китая, не говоря о других странах. Поэтому вопрос развития транспортной инфраструктуры - это вопрос не только обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, но и важнейший фактор развития экономики и социальной сферы. Каждый рубль, вложенный в развитие дорожной инфраструктуры, дает несколько рублей прироста ВВП и соответственно приносит доходы в федеральный бюджет.
Огромного труда стоило изменить позицию Минфина, Правительства, Президента, который сегодня выступает с самыми смелыми и масштабными инициативами по финансированию дорожной отрасли. Происходит это благодаря той слаженной работе, которая проведена совместно с Госдумой, Минтрансом, дорожным агентством. В результате объемы финансирования за четыре года увеличились практически в четыре раза.
Что же касается Закона "Об автомобильных дорогах", то он давно назрел и открывает перед дорожной отраслью истинно новые горизонты. Думаю, что это итог трудов и нашего Комитета, совместно с Росавтодором много сделавшего для разработки и продвижения данного закона.
Олег БЕЛОЗЕРОВ, руководитель Федерального дорожного агентства Минтранса РФ
Отмечу важное обстоятельство: в новый год мы входим с долгожданным Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", подписанным Президентом России Владимиром Путиным. Значение документа трудно переоценить. Законом определяется понятие "автомобильная дорога", ее структура, устанавливаются единые требования к автомобильным дорогам. Документ устанавливает классификацию автодорог и формы собственности на них.
Самое главное - новым законом определяется порядок функционирования и строительства платных дорог на территории нашей страны. По новому порядку в черте населенных пунктов к категории платных можно будет относить только вновь построенные трассы. А вне их использовать имеющиеся дороги на платной основе будет разрешено только в случае нового строительства или реконструкции существующих дорог.