Перейти к основному содержанию

Главная      ВОЗЬМЕМ ПРИМЕР С ЕВРОПЫ

ВОЗЬМЕМ ПРИМЕР С ЕВРОПЫ

Министерство транспорта России может начать уже в этом году проведение конкурсов на строительство платных дорог. На сегодняшний день утверждено строительство нескольких платных участков, в том числе таких как Москва - Санкт-Петербург, Самара - Тольятти и так называемый Западный скоростной диаметр, который соединит север и юг Санкт-Петербурга, минуя городские магистрали. На заседании правительственной Комиссии по развитию промышленности, технологии и транспорта было обещано предоставление определенных финансовых гарантий государства потенциальным инвесторам. Члены Совета Федерации высказали свое мнение о расширении строительства платных дорог в России.

ВЛАДИМИР ГУСЕВ

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И СОБСТВЕННОСТИ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Строительство платных дорог продиктовано ситуацией, сложившейся в дорожной сфере. Их введение, безусловно, поможет решить некоторые острые проблемы на определенных участках дорожной сети страны. И не только таких крупных федеральных трасс, как, скажем, Москва - Санкт-Петербург. В Ивановской области тоже есть участки, где необходимо строительство платных дорог. Например, автотрасса Иваново - Кинешма. Уже готовятся предложения по строительству нескольких платных участков этой дороги, и еще рассматриваются два-три направления по другим трассам, где следовало бы ввести платные участки.

Мне представляется совершенно верным путь, выбранный Правительством страны в развитии дорожной сети, - организация государственно-частного партнерства. Для возврата средств, вложенных в дорожное строительство, а также для получения прибыли требуется большой временной период. Поэтому такое кооперирование выгодно для обеих сторон - и государству, и инвестору. Поскольку участие государства в таких проектах является неким гарантом для частных инвесторов, то это, в свою очередь, становится стимулирующим фактором для финансирования с их стороны подобных проектов. Механизм государственно-частного партнерства довольно широко и успешно используется в Европе. Я уверен, что и в нашей стране его следует внедрять активнее, если мы хотим ускорить темпы дорожного строительства.

Поскольку строительство платных дорог в рамках страны становится достаточно масштабным явлением, то здесь очень важно обеспечить взвешенную, непротиворечивую систему правовых норм, регулирующую весь круг вопросов. На сегодняшний день, на мой взгляд, законодательно обеспечено решение десяти процентов всех вопросов, по остальным еще требуется серьезная работа со стороны законодателей, для того чтобы с правовой точки зрения были обеспечены полностью и долгосрочные гарантии, и защита прав государства и инвесторов, и, безусловно, интересы пользователей дорог.

НИКОЛАЙ ТОНКОВ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение платных автомобильных дорог позволяет решать сразу несколько серьезных проблем. Прежде всего, будут разгружены наиболее трудные участки. Пользователи дорог получат более комфортные условия: большая степень безопасности, высокое качество дорожного покрытия, "предупредительное" сервисное обслуживание и т.д. И, что очень немаловажно, система эксплуатации дороги на платной основе будет способствовать повышению мотивации труда дорожных организаций, традиционно финансирующихся из бюджета и полностью от него зависящих.

Мировой опыт эксплуатации платных автомобильных дорог показал их высокую эффективность для привлечения дополнительных источников финансирования дорожного строительства. Сегодня в мире три процента автомобильных дорог - платные, а это свидетельство тому, что платные дороги не панацея. Это лишь один из инструментов решения проблем дорожного строительства, который можно и нужно использовать тогда, когда другие варианты менее эффективны. Складывающаяся практика введения платных дорог в нашей стране часто идет вразрез с главным требованием - обязательным наличием альтернативного бесплатного проезда. Например, в некоторых регионах на участках автодорог берут плату не за проезд, а за въезд на дорогу. При этом об обеспечении альтернативного бесплатного проезда и речи нет.