ИНОСТРАНЦЫ БОЯТСЯ НАШИХ ДОРОГ
ИНВЕСТФОНД
Председатель правительства Михаил Фрадков утвердил два дорожных проекта, полностью финансируемых из Инвестиционного фонда.
Как сообщает пресс-служба правительства, речь идет о разработке проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" (от Москвы до Новороссийска через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар) на участках 21-й - 117-й км и 330-й - 464-й км, а также дороги Краснодар - Абинск - Кабардинка.
Стоимость проектирования трассы "Дон" составит 186,6 млн руб. Из них в 2007 году выделяется 76,6 млн руб. и в 2008 - 110 млн руб. На проектирование трассы Краснодар - Абинск - Кабардинка уйдет 1 млрд 158,6 млн руб. (в 2007 году - 340,92 млн руб. и в 2008 - 817,68 млн руб.)
Разработчики проектов будут определены по итогам конкурса, проводимого Федеральным дорожным агентством (Росавтодор). Он должен состояться в течение 1-3 месяцев.
На разработку проектов платных дорог вряд ли найдется много желающих, полагает президент Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций РОДОС Олег Скворцов. "Как показывает практика, темпы индексации стоимости проектных работ более чем в два раза отстают от темпов индексации строительных работ", - заявил он "Гудку". За счет этого стоимость работ по проектированию получается крайне низкой - отсюда и зачастую невысокое качество самих проектов. В конкурсах могут участвовать максимум 5 компаний, и все они будут российскими, уверен Олег Скворцов.
Иностранные компании, как правило, неохотно участвуют в подобных конкурсах из-за их низкой стоимости. Обычно прибыль составляет 10-15%, 30% уходит на налоги и 50% - на зарплату.
"Во-вторых, иностранные компании не способны бороться с нашей бюрократией", - отмечает Олег Скворцов. А проектирование всегда связано с большим количеством различных согласований. Несмотря на то, что Россия подписала протокол об устранении барьеров в торговле, никаких реальных шагов в этой сфере не сделано, отметил эксперт.
Иностранные компании могут прийти в подобные проекты в качестве субподрядчиков, отвечающих, например, за финансово-экономическое обоснование, но никак не в качестве генерального подрядчика.
Кроме того, их не устраивает законодательство в дорожной сфере. В отличие от Европы в нашей стране проектировщик несет ответственность не в объеме своего контракта, а за все строительство. "При том что стоимость проектных работ обычно составляет 3 - 4% от общего бюджета, проектировщик ответственен за риски всего строительства", - отметил Олег Скворцов. Насколько качественным будет проектирование платных дорог, покажут итоги конкурса. Однако в них не всегда побеждает сильнейший. "Квалификация и опыт исполнителей зачастую не являются доминирующими факторами", - отметил президент РОДОС.
По информации Росавтодора, технический уровень трассы "Дон" и Краснодар - Абинск - Кабардинка не отвечает нормативным требованиям.