СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ — ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Н. ГОРЕЛОВ
Государственная Дума приняла в первом чтении закон "Об автомобильных дорогах в РФ". С докладом на эту тему выступил один из его разработчиков председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям М. Л. Шаккум.
По его словам, до сих пор не было базового закона, который регулировал вопросы создания и эксплуатации дорог в России. Это обстоятельство, равно как и несвоевременное финансирование дорожной деятельности, препятствовало эффективному развитию дорожной сети. Между тем оно необходимо для решения таких задач, как обеспечение национальной безопасности, повышение производительности труда, развитие социальной сферы и просто обеспечение комфортной жизни граждан.
Как отметил Мартин Люцианович, по качеству автодорожной сети мы серьезно отстаем как от экономически развитых стран, так и от роста собственных потребностей. Если за последние 10 лет уровень автомобилизации в стране возрос на 85 процентов, то протяженность автомобильных дорог увеличилась лишь на 16. Доля расходов на перевозку грузов в цене конечной продукции в развитых странах составляет не более 10 процентов, а у нас – 15 - 20. Особенно отрицательно бездорожье сказывается на развитии села. У 50 тысяч населенных пунктов нет связи в виде дорог с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования. В периоды бездорожья люди не имеют возможности получать медицинскую помощь, они отрезаны от остального мира.
По данным, которые приводил президент РФ В. В. Путин на заседании президиума Госсовета в Ярославле в октябре 2006 года, из-за плохих дорог государство несет убытки, достигающие 6 % ВВП в год. Ежегодно в автокатастрофах погибает около 35 тыс. человек, в том числе из-за низкого качества дорог. В этих условиях работа по строительству и модернизации дорог становится государственной задачей первостепенной важности. Нелишне напомнить, что именно программы строительства автодорог в США во времена Рузвельта и особенно Эйзенхауэра стали мощнейшим стимулом развития всей американской экономики.
Благодаря настойчивой позиции "Единой России" в последние два года на ремонт и модернизацию дорог из бюджета выделены очень значительные средства. Однако они, к сожалению, зачастую несвоевременно доходят до получателя. Деньги обычно поступают лишь в конце года, что никак не способствует качеству дорожных работ. Новый закон позволит в корне изменить эту ситуацию.
"Основная идея законопроекта, - отметил Мартин Шаккум, - заключается в установлении единых правовых основ деятельности, связанной с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и использованием федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, муниципальных и частных автомобильных дорог. Законопроект закладывает основы классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, определяет компетенцию органов власти в дорожном хозяйстве, упорядочивает систему прав и обязанностей организаций и граждан, использующих автомобильные дороги".
В ходе обсуждения законопроекта возражения депутатов вызвал раздел, посвященный платным дорогам. Так, депутат Виктор Похмелкин считает, что строительство таких дорог несвоевременно. Возможность строить платные дороги приведет к тому, полагает он, что у нас будут строить плохие платные дороги, а остальные - и вовсе ужасные. Отвечая ему, Мартин Шаккум сказал: "В настоящее время задача развития сети автомобильных дорог не может быть решена только за счет бюджетных средств. Необходимы механизмы привлечения частных инвестиций в дорожное строительство на основе различных форм частно-государственного партнерства. Эксплуатация автомобильной дороги на платной основе возможна только в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти или органом местного самоуправления, содержание которого подробно описано в законопроекте. При этом важно подчеркнуть, что решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения альтернативного бесплатного проезда по существующей сети автомобильных дорог. Кроме того, правительством должны быть установлены перечень транспортных средств, имеющих право бесплатного проезда, единая методика определения платы за проезд по платным автомобильным дорогам".
В заключение Мартин Шаккум подчеркнул: "Нормы законопроекта позволяют упорядочить отношения в дорожной отрасли. Это позволит создать условия для эффективной эксплуатации и развития дорожной сети на всех уровнях, а также для привлечения инвестиций в дорожную отрасль".