Дорога первой категории - реальность?
Воронеж посетил министр транспорта
Приезд в столицу Черноземья крупных федеральных чиновников обычно вызывает большой резонанс: о нем известно бывает заранее, и все, включая представителей местной власти и даже журналистов, знают о нем загодя. Однако посещение Воронежа министром транспорта Игорем Левитиным прошло без обычной для таких случаев помпы. Да и прибыл в наш город Игорь Евгеньевич не на самолете, как обычно бывает в таких случаях, а на автомобиле. Впрочем, этот момент вполне объясним.
Дело в том, что основной целью рабочей поездки федерального министра стал анализ состоянии трассы "М-4" ("Дон"), являющейся главной артерией, соединяющей юг России с Москвой и проходящей, в том числе, и по территории Воронежской области. Согласно планам президента Владимира Путина, в течение недолгого времени эта магистраль должна будет стать дорогой первой категории.
По словам Игоря Левитина, сегодня качество дороги нельзя назвать удовлетворяющим требованиям современности. Ширина полотна семь метров недостаточна для возросшего потока транспорта. Да и вопросы безопасности дорожного движения вызывают очень большие нарекания. Это удручает, особенно в связи с предстоящим строительством нового порта на Черном море в Тамани, которое значительно увеличит количество грузов, перевозимых с юга в центр страны.
В текущем году президент России Владимир Путин постановил дополнительно выделить на развитие дорожного хозяйства России до 2009 года 100 миллиардов рублей. 20 из них будут направлены на развитие уличной дорожной сети населенных пунктов страны, еще 20 - на завершение строительства мостовых переходов, начатого в 1986-1994 годах, но так и не законченного, а оставшиеся 60 миллиардов - именно на реконструкцию трассы "М-4". Вопрос возникает один: в силах ли будут подрядные строительные организации освоить весь объем выделяемых средств?
Протяженность дороги "Дон" от Москвы до границы Воронежской и Ростовской областей составляет 645 километров. 219 километров из них относятся по качеству к дорогам первой категории, 263 километра - ко второй и 183 - к третьей категории. Только 37 процентов от общей протяженности магистрали соответствуют предъявляемым к ней требованиям. Почти на половине протяженности нагрузка превышает установленную норму. Все эти факты влияют на низкий скоростной режим дороги, а также на высокую ее аварийность.
За 2005-2006 годы с помощью федеральных средств было реконструировано 310 километров трассы, проходящих по территории Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областей. В текущем году планируется реконструировать еще 105, а за 2008-2009 годы - 340 километров. Это позволит выйти на показатель 83-85 процентов от нормативного состояния.
- Окончательное завершение работ по приведению трассы к уровню дороги первой категории будет зависеть только от возможностей строительных организаций, - пояснил Игорь Левитин. - Но те средства, которые президент определил на эти цели дополнительно, позволят разделить всю дорогу "Дон" по потокам на северное и южное направления, что для безопасности дорожного движения будет иметь решающее значение. Полностью реконструировать и модернизировать трассу "Дон" мы планируем до конца 2014 года.
В ходе совещания, прошедшего в областной администрации, была озвучена идея о наделении трассы "Дон" после ее реконструкции статусом платной дороги. По такой системе работают все европейские государства. В Липецкой области уже существует платный участок дороги, но, по мнению министра, он не совсем соответствует тем требованиям, которые предъявляются к платным магистралям.
Дороги подобного плана должны быть оборудованы телефонной связью с операторами, пунктами МЧС, сервисными точками и многим другим. Сегодня подобное - лишь в проекте. Более того, наличие платной дороги должно предусматривать и наличие дороги-дублера, бесплатной, разумеется. Такой дублер может быть найден в лице дороги на Луганск, но здесь возникает одна проблема. Если продлевать платный участок дороги из Липецкой области в область Воронежскую, то необходимо, чтобы и бесплатная дорога шла также непрерывно. Пока же существует примерно десятикилометровый "отсутствующий" отрезок, который нужно строить заново. Только в этом случае дорога-дублер будет идти действительно параллельно платной магистрали.
- Платными дороги делаются не для того, чтобы за все собирать деньги, - пояснил Игорь Левитин. - Дело в том, что на содержание всех магистралей страны надо 120 миллиардов рублей в год. Выделяется же только 40 миллиардов. Мы планируем, что за счет платных дорог будет собираться сумма, необходимая для содержания их в нормативном состоянии. То есть мы приводим трассу в нормативное состояние, делаем ее платной, а деньги, выделяемые на ее содержание, перебрасываем на другие объекты. Но если мы даже и примем решение о строительстве платных дорог, то их количество не превысит 1, 5-2 процентов от всей федеральной автодорожной сети. И сделано это будет лишь там, где наблюдается перегрузка автомобильным транспортом. Однако пока такое решение в отношении трассы "М-4" на уровне правительства не принято.
- Я поддерживаю идею создания платных дорог, - обозначил свою позицию Владимир Кулаков. - Весь мир имеет такие дороги. И я вдвойне буду поддерживать эту идею, если деньги, заработанные за счет установления платы за проезд, будут расходоваться на развитие дорожной сети того региона, по которому проходят эти магистрали.
В целом же, завершая разговор по поводу трассы "М-4", Игорь Левитин отметил, что сегодня правительство России подошло к вопросу развития сети автомобильных дорог страны, тогда как ранее стоял лишь вопрос о ее модернизации. Это позволяет принять новую программу, рассчитанную на 2010-2015 годы, которая сделает из магистрали "Дон" дорогу первой категории. Необходимо лишь решить проблемы частного характера, такие как готовность подрядных организаций к этой работе, поставку строительных материалов, в частности щебня, и некоторые другие. Министр призвал областную администрацию принять участие в транспортном форуме, который пройдет с 30 мая по 3 июня в Сочи, на котором можно будет высказать предложения по поводу развития автомобильных дорог именно в своем регионе. На основе таких заявок в дальнейшем и будет сформирована новая федеральная программа.
После совещания с губернатором министр и приехавшие с ним федеральные чиновники отправились в поездку по дороге "М-4", чтобы на месте обсудить с руководством области конкретные вопросы дальнейшего взаимодействия.