КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ДОРОГИ РОССИИ?
Государство с этим явно не справляется
Растущая экономика страны, в которой доля автомобильного сектора стремительно возрастает, отчаянно нуждается в новых дорогах. По оценкам Московского автодорожного института, сегодня протяженность всех дорог в России составляет 580 тысяч км, из которых 56 тысяч - федеральные.
А экономическая потребность страны - 1,5 млн. км дорожного полотна.
Власти отчаянно ищут недорогой способ решить проблему.
Что ж, если нет денег на дороги у государства, их нужно взять у кого-то другого. Или ограничить число граждан, по этим дорогам передвигающихся.
Именно с такой инициативой выступило на днях Министерство транспорта, отчаявшись добиться от государственных финансистов инвестиций на строительство новых дорог. Минтранс предлагает законодательно оформить предложения по сокращению числа личных автомобилей на городских дорогах, что давно звучат из уст экспертов и политиков всех рангов.
На последней расширенной коллегии своего ведомства министр Игорь Левитин заявил, что считает целесообразным ввести плату за пользование уличной дорожной сетью (в частности, за въезд в центр крупных городов). а также реализовывать эффективную парковочную политику.
Пока речь идет лишь о том. чтобы уменьшить поток транспорта, пробирающегося каждое утро в центры крупных российских городов. Но если судить по тому, насколько плохо обстояли дела с финансированием дорожной отрасли в последние годы, вскоре подобные ограничения придется вводить и на федеральных автотрассах.
Растущая автомобилизация российского населения не оставляет властям выбора. Уже в скором времени ситуация с наплывом личных машин в городах может стать критической. В российской столице - при существующих темпах прироста автопарка - уже к 2015 году число автомобилей достигнет 5 млн. единиц. Справиться с таким потоком не поможет даже активное дорожное строительство.
Представители дорожного ведомства не устают повторять: на дороги необходимо тратить средств в несколько раз больше, чем расходуется из бюджета сейчас. По расчетам Минтранса, к 2010 году эксплуатационным нормам, установленным на территории страны, будет соответствовать не более 15% всех автодорог. Для сравнения: в 2006 году этим нормам отвечало 37% федеральных и 24% региональных дорог. При этом суммарный объем экономических потерь от неудовлетворительного состояния дорог составляет по стране более 1,3 трлн. рублей в год, то есть почти 6% от ВВП страны. Эту цифру озвучил президент Владимир Путин еще прошлой осенью.
На последней коллегии Минтранса дорожников поддержал первый вице-премьер России Сергей Иванов. "Объем ежегодных средств. необходимых только на развитие и обеспечение безопасного функционирования автодорожной сети, в 2015 году составит более 1,5 трлн. рублей, - заявил он, - а за следующие 10 лет увеличится более чем в пять раз. составив к 2025 году почти 8,5 трлн. рублей".
Но это - в будущем. Сегодня дорожное ведомство может только мечтать о подобных бюджетах. В прошлом году расходы на строительство и реконструкцию федеральных дорог составили 136 млрд. рублей. Из них на содержание автомагистралей потратили 42 миллиарда. Финансирование по последней статье в нынешнем году увеличится почти в три раза - до 120 млрд рублей. Всего же федеральный бюджет пообещал дорожникам в этом году 190 млрд. рублей (130 млрд. - непосредственно финансирование из бюджета и 60 млрд. - в качестве дополнительных дотаций).
На эти деньги Минтранс планирует в течение трех лет ликвидировать недочеты в содержании дорог, накопившиеся за годы недофинансирования, чтобы к 2010 году выйти на нормативное содержание. Вопрос, успеет ли.
Вот и первый вице-премьер Сергей Иванов считает, что государство не сможет самостоятельно решить одну из извечных российских проблем. "Как вы понимаете, это неподъемная ноша для бюджета", - заявил он. По мнению Иванова, для строительства новых магистралей нужно более активно привлекать частный капитал.
Идея, в общем, не новая. Минтранс давно хочет довести долю платных дорог в России до 2-3% от их общей их протяженности. Вот только проекты платных дорог, давно разработанные и озвученные, до сих пор никак не продвинутся дальше технических и финансовых расчетов. Может быть, вмешательство влиятельного чиновника поможет сдвинуть проблему строительства платных магистралей в России с мертвой точки? Законопроект о платных дорогах весной этого года собирается рассматривать Государственная дума.
РАМИ "РИА Новости"