Определили правила "игры"
В Московской области эффективно действует закон "Об автомобильных дорогах"
У региональных органов власти есть право законотворческой деятельности, которым многие из них активно пользуются. Я пусть это не прибавляет денег в бюджете, зато позволяет установить правила игры, разделить сферы влияния и соответственно определять уровень и степень ответственности.
Федеральный закон "Об автомобильных дорогах" Государственной Думой по различным, как субъективным, так и объективным, причинам до сих пор не принят. Но природа, как известно, не терпит пустоты, и правовое поле тоже. Поэтому субъекты Федерации на своем уровне для определения правил игры вырабатывают свои законы, регулирующие деятельность в этом секторе транспортного комплекса.
Сегодня мы рассказываем об особенностях и практике применения закона об автомобильных дорогах Московской области.
У региональных органов власти есть право законотворческой деятельности, которым многие из них активно пользуются. И пусть это не прибавляет денег в бюджет, зато позволяет установить правила игры, разделить сферы влияния, и соответственно определить уровень и степень ответственности.
Касается это и закона "Об автомобильных дорогах", который принят во многих регионах. Так, он работает, например, в Подмосковье. Остановимся на его положениях подробнее.
В преамбуле говорится, что "...закон определяет экономические, правовые, организационные основы управления автомобильными дорогами в Московской области, их содержания и развития, а также пользования ими". Очень емко обозначено, для чего именно он нужен, каковы его основные цели и задачи.
Тестом закона определено, что такое, собственно говоря, автомобильная дорога, дорожные сооружения, органы управления и организации дорожного хозяйства, полоса отвода, что такое ремонт, а что - содержание автомагистрали.Все это имеет принципиальное значение при расчете стоимости работ.
Законом установлено, какой транспорт является крупногабаритным, какой - тяжеловесным, и что такое ущерб, наносимый автомобилями, перевозящими крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Это тоже очень важно, ведь разрушенную дорогу нужно восстанавливать, и платить за это должен тот, кто нанес ущерб. Размер ущерба определяется на основании расчетной ставки. А владельцы транспортных средств с нагрузками и габаритами, превышающими государственные стандарты, и осуществляющие перевозки без разрешения соответствующего органа управления, создающие угрозу безопасности сооружений автодороги, несут ответственность вплоть до уголовной. При этом в законе прямо указано, что он "...устанавливает основы обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования Московской области".
Закон "Об автомобильных дорогах" определяет несколько видов собственности на автодороги - их владельцами могут быть "дорожные органы, иные юридические лица и граждане, осуществляющие управление имуществом автомобильных дорог на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, являющиеся его собственниками". Другими словами, за гражданами и юридическими лицами закрепляется право на частную собственность на дороги, что является предпосылкой концессионного законодательства, строительства платных дорог - того, без чего, видимо, дорожная сеть страны в сложившихся условиях развиваться не может.
Важно также и то, что законом определены принципы осуществления деятельности в сфере дорожного хозяйства. Важнейшие из них состоят в следующем: планирование развития сети автодорог; развитие предпринимательской деятельности в условиях существования различных форм собственности на автомобильные дороги; обеспечение приоритета содержания и ремонта автомобильных дорог в целях создания безопасных условий дорожного движения (замечу в скобках, что в области существует и целевой фонд безопасности дорожного движения, и программа обеспечения этой безопасности); обеспечение надежности эксплуатации автомобильных дорог на основе применения единых технических норм и стандартов при осуществлении дорожных работ (очень важный принцип, потому что в области нормирования давно следует навести порядок. Этому призван способствовать недавно принятый закон о техническом регулировании).
Классификация автомобильных дорог, имеющаяся в законе, четко разделяет сферы ответственности за состояние дорог: в зависимости от значения, функции и формы собственности они делятся на государственные дороги общего пользования (федеральные), дороги Московской области (областные), муниципальные, ведомственные и частные. Причем материалы, приборы и оборудование, используемые при выполнении дорожных работ и услуг, подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством РФ.
В частности, автомобильные дороги Московской области подразделяются на внегородские автомобильные и дорожные сооружения и "на дороги в черте городских и сельских поселений". И назначение у них в соответствии с этой дифференциацией разное: первые предназначены для удовлетворения социально-экономических потребностей Российской Федерации, Московской, области, муниципальных образований и нужд населения и соединяют населенные пункты и объекты инфраструктуры между собой и с федеральными дорогами, а вторые обеспечивают важнейшие межрегиональные и внутриобластные транспортные связи.
Закон предписывает, как следует исчислять точные расстояния на автодорогах Московской области, дает точное определение муниципальным, ведомственным и частным автомобильным дорогам, из которых следует, кто должен содержать и ремонтировать те или иные дороги. Интересно по сути и красиво с точки зрения юридической формулировки определение частных автодорог: это дороги, являющиеся собственностью граждан и юридических лиц и используемые ими для собственных нужд и коммерческой деятельности.
Основам управления дорожной деятельностью в законе посвящен целый раздел. Так, общее руководство деятельностью в сфере дорожного хозяйства Московской области осуществляется правительством Российской Федерации, Правительством Московской области и органами местного самоуправления. А к сфере компетенции Московской областной Думы относится принятие законов в области дорожного хозяйства, внесение в органы государственной власти Российской Федерации предложений по совершенствованию деятельности в сфере дорожного хозяйства, принятие законодательных актов по налогам и другим платежам в территориальный дорожный фонд и контроль за их соблюдением, а также утверждение областных целевых программ развития и совершенствования сети автомобильных дорог в Московской области. Областное правительство призвано обеспечивать соответствие федеральной и областной политики, а также нормативных правовых актов Московской области в сфере дорожного хозяйства нормативным правовым актам Российской Федерации, осуществлять координацию взаимодействия органов всех уровней управления дорожного хозяйства и принимать нормативные правовые акты в области охраны автомобильных дорог, ограничения и прекращения движения.
Федеральные органы управления дорожным хозяйством, орган управления Московской области и муниципальные органы управления взаимодействуют на основе договоров и соглашений о реализации программ развития сети автомобильных дорог, принятии мер безопасности дорожного движения и экологической безопасности в области эксплуатации автомобильных дорог, а также иных договоров и соглашений.
(Продолжение в следующем номере.)
Страницу подготовила обозреватель "ТР" кандидат экономических наук Ирина ПОЛЯКОВА.