Перейти к основному содержанию

Главная      РАЗНОМАСТНЫЙ ПЕКИН

РАЗНОМАСТНЫЙ ПЕКИН

Недавно автору этих строк довелось побывать в столице Китая - Пекине. И как специалиста-дорожника, его прежде всего интересовали состояние дорог и организация движения на улицах города. Своими наблюдениями и выводами он делится с читателями газеты.

Улично-дорожная сеть китайской столицы состоит из дорог и улиц самого широкого назначения. Через город в разных направлениях проходят скоростные автомагистрали, построенные по последнему слову дорожного строительства с транспортными развязками в двух-пяти уровнях. Значительная часть таких дорог проложена по эстакадам. Вверху движется транспорт, внизу под эстакадами расположены автостоянки. На выходах из города скоростные автомагистрали переходят в платные дороги. Трехполосная дорога расширяется до 8 полос и упирается в контрольно-пропускной пункт с 8 постами, на которых и взыскиваются деньги за проезд.

Сам процесс оплаты занимает несколько секунд, так что очередей практически нет. Один километр проезда легкового автомобиля в пересчете на рубли стоит примерно 2 руб., автобуса - 6 руб.

В городе много широких транспортных магистралей с регулируемыми перекрестками. Количество полос движения достигает пяти в каждую сторону. Кроме того, рядом может быть проложена велосипедная дорожка. Движение регулируется яркими светодиодными светофорами, которые замыкаются на центральный пульт управления светофорами с системой видеонаблюдения за дорогами.

Дорожное покрытие, чистоту улиц и дорог можно назвать почти идеальными.

Автопарк Пекина составляют современные транспортные средства. Большинство наиболее известных мировых автомобильных фирм открыли в Китае свои совместные производства, и сейчас, по оценкам западных экспертов, страна является самым перспективным автомобильным рынком на планете. Самые современные марки автомобилей рекламируются в аэропортах, парках, супермаркетах с помощью установленных на подиумах образцов. Автомобили по местным меркам очень дорогие, к тому же при продаже облагаются 100-процентным налогом. Тем не менее средний доход пекинцев в 500 долларов в месяц позволяет каждой третьей семье обзавестись автомобилем.

Автомобилей с правым рулем замечено не было, хотя Япония рядом. Нет и российских автомобилей, как будто нет общей границы в 5 тыс. км.

Основу легкового автопарка составляют малолитражки. В частности, из них в основном состоят такси. Проезд в пересчете на рубли в такси стоит 4 рубля за 1 км, посадка около 10 рублей. Небольшую часть парка такси составляют лимузины, проезд на которых соответственно дороже. Никаких препирательств при посадке в такси нет, водитель везет туда, куда скажет пассажир. Расчет строго по счетчику. Водитель от пассажиров отделен решеткой.

Общественный транспорт составляют также автобусы и троллейбусы. Трамваев и маршрутных такси нет. Автобусы есть различных типов, в том числе двухэтажные. Двухэтажные автобусы есть и со спальными местами для дальних маршрутов.

В час пик при посадке на некоторые маршруты наблюдается давка, причем наиболее ловкие проникают в автобус через окна. Техническое состояние общественного транспорта оставляет желать лучшего. Довольно типичная картина - заглохшее такси толкает водитель, а пассажир рулит к обочине. Иногда такси ломается прямо на стоянках.

Обычных двухколесных мотоциклов мало. Гораздо больше трехколесных. Велосипед по-прежнему играет важную роль в транспортном сообщении. Около каждого предприятия или фирмы, офисного здания организованы стоянки велосипедов на несколько десятков и даже тысяч единиц.Велосипедные дорожки распространены, но есть не везде. Там, где их нет, велосипедисты двигаются в общем транспортном потоке.

Не исчезли окончательно пока и велорикши. За небольшую плату на них можно доехать в пределах местных улочек двум пассажирам. Есть и грузовые велорикши, которые дежурят у магазинов. У них вместо кибитки для пассажиров находится грузовая площадка.

На 10 млн жителей Пекина приходится два миллиона автомобилей. Это относительно немного, но в совокупности с многомиллионным количеством велосипедистов породило колоссальные проблемы в движении транспорта. Днем по городу передвигаться еще можно, несмотря на периодически возникающие транспортные заторы. Кошмар начинается около 17.00, когда начинают пустеть велосипедные стоянки. Все перекрестки со светофорным регулированием оказываются блокированными. В помощь к светофорам на перекресток выставляется по нескольку регулировщиков. Но и это не спасает: на дорогах царит полнейший хаос.

Несмотря на трудности в организации движения транспорта, в Пекине есть немало интересных решений транспортных проблем, которые можно применить и в условиях российских регионов.

Так, например, получили широкое распространение надземные пешеходные переходы, которых значительно больше, чем подземных, и строительство их дешевле. Для нас же надземные пешеходные переходы в российской глубинке выглядят пока экзотично.

Много лет у нас предпринимаются безуспешные попытки упорядочить переход улиц пешеходами. К примеру, устанавливаются пешеходные ограждения вдоль тротуаров. Однако при этом остаются неогороженными остановочные пункты общественного транспорта. В Пекине пешеходные ограждения устанавливаются посередине проезжей части на осевой линии. При этом улица перегораживается от перекрестка до перекрестка - лазейки для пешеходов отсутствуют. Кроме того, достигается экономия металла, так как ограждений требуется в 2 раза меньше по сравнению с установкой ограждений вдоль тротуаров. Устанавливаются ограждения на чугунных подставках, проезжая часть не раскапывается.

У нас в стране можно видеть, что у мостов и путепроводов повреждены несущие балки из-за провоза под ними негабаритов. На их ремонт затрачиваются большие деньги. В Пекине перед проездами под путепроводами с недостаточной высотой устанавливаются защитные устройства, сваренные из массивных труб в виде габаритных ворот.

Настоящее бедствие для некоторых городов России - открытые и неисправные люки колодцев подземных коммуникаций. Все люки на пекинских улицах имеют явно другую конструкцию, исключающую самопроизвольное открытие или поломку люка при проезде по нему автомобиля.

Заслуживает внимания порядок размещения рекламы на дорогах и улицах Пекина. На скоростных дорогах никакой рекламы нет - исключительно информация о направлениях движения. На транспортных магистралях с регулируемым движением реклама уже появляется. Небольшие рекламные щиты определенной формы и цвета (их невозможно спутать с дорожными знаками и указателями) устанавливаются на опорах уличного освещения выше дорожных знаков и указателей. На второстепенных улицах все столбы завешаны различными вывесками и рекламой.

В целом улично-дорожная сеть Пекина соответствует подобной сети столиц промышленно развитых стран. Все проблемы возникают из-за неразвитости метро, две линии которого с двумя десятками станций не играют большой роли в транспортном обеспечении огромного города. Но нет сомнений в том, что современный Китай с его гигантским ВВП сможет в ближайшем времени построить и добротное столичное метро.