Дороги
Первый частный автобан
О планах строительства скоростной дороги Москва — Переславль-Залесский рассказывает генеральный директор «Первой управляющей компании» Александр УЛАНОВ
— Как пришли к идее сооружения еще одной магистрали, связывающей столицу со старинным Переславлем-Залесским?
— Я часто езжу к своему духовнику в Троице-Сергиеву лавру, и, когда бы это ни происходило — утром, днем, вечером, в будни или в выходные, — Ярославское шоссе, особенно на подступах к Москве, примерно до 50-го км, практически всегда забито — пробки просто гигантские. Неизбежно возникали мысли о том, как кардинально решить вопрос. Так постепенно возникла мысль о необходимости прокладки за пределами МКАД дублера Ярославки.
— «АвтоМир» недавно сообщал о планах расширения самого проблемного ее участка, от 20-го км до рубежа 22, 1 км, с сооружением там - двух мощных транспортных развязок на въездах в Мытищи и Королев.
— Затем этот модернизированный отрезок все равно упрется в более узкую дорогу в области, а в самой Москве — в также перегруженный городской участок Ярославского шоссе.
— В перспективе федеральную дорогу М8 «Холмогоры» собираются «улучшить» до Малого кольца подмосковной бетонки (47-й км). Правда, не раньше 2020 года, да и то, если в госказне найдутся деньги.
— Поэтому, по нашим расчетам, платный дублер все равно окажется активно востребован. К тому же он протянется гораздо дальше 47-го км. В результате до Переславля-Залесского можно будет домчаться, как говорится, с ветерком, но за деньги.
— Пожалуйста, конкретнее о том, где пройдет новая трасса.
— Пока существуют лишь приблизительные прикидки, детально маршрут определят после проведения проектно-изыскательских работ. Но конкретизировать пока все равно не хотелось бы, так как эту информацию с немалой для себя выгодой могут использовать земельные спекулянты. Ясно только, что автобан стартует от новой транспортной развязки на МКАД (на севере, где в основном расположены промзоны), затем эстакадой пересечет нынешнюю Ярославку, а добраться от него до ближайших крупных населенных пунктов, расположенных в 5—10 км (те же Мытищи, Королев, Пушкино, Сергиев Посад и т.д.), водители смогут, опять же воспользовавшись развязками будущей магистрали и далее по подъездным дорогам, которые также предстоит построить.
— За Переславлем-Залесским старая и новая Ярославки сольются?
— Не совсем так. Выехать на федеральную трассу М8 «Холмогоры» с автобана, как мы сейчас предполагаем, можно будет по дуге окружной дороги у этого города.
— А почему не продолжить скоростную магистраль?
— Перспектива очень заманчивая. В этом направлении расположены крупные промышленные центры, включая Ярославль, Вологду и другие, космодром «Плисецк», наконец, Архангельский порт, кстати, замерзающий. А примерно в 50 км к северу от него есть бухты, к которым, видимо, подходят теплые воды Гольфстрима. Если перебазировать порт в одну из этих бухт или соорудить там новый, он мог бы принимать корабли с грузами круглогодично. В этом случае новая скоростная дорога, продленная до Белого моря, стала бы идеальным вариантом связи будущего порта, что, несомненно, привлечет многих потенциальных солидных инвесторов — как отечественных, так и европейских и даже азиатских, кровно в таком транспортном коридоре заинтересованных.
Пока это всего лишь задумки, не облаченные даже в какие-либо предпроектные разработки. Однако начало строительства скоростной магистрали до Переславля-Залесского способно дать их реализации мощный толчок.
— Вернемся к более близким планам. Что будет представлять собой дорога до Переславля?
— Протяженность (пересечений в одном уровне с прилегающими трассами нет) — порядка 130 км. Число полос, по предварительным расчетам: восемь до Мытищ и шесть на дальнейшем маршруте. Всего на автобане предполагается соорудить восемь транспортных развязок и девять мостов. Уровень безопасности соответствует современным мировым стандартам: хорошо заметные на большом расстоянии в любое время суток дорожные знаки, барьерные ограждения, минимизирующие последствия ДТП, системы аварийного вызова, зоны сервиса. При укладке дорожного полотна будет применяться, говоря научным языком, технология армирования геосетками, хорошо зарекомендовавшая себя при эксплуатации в странах, имеющих сходный с нашим климат. Короче, магистраль станет дорогой 1-й технической категории, что позволит водителям развивать на ней 130 км/ч, а при введении в России более высоких скоростных «лимитов» ехать и быстрее.
— Во сколько обойдется строительство автобана, где собираетесь взять деньги, каким образом и как долго вложения будут окупаться?
— Проект — опять же по предварительным оценкам — обойдется в $405, 5 млн., по $3, 119 млн. за 1 км. Изыскать эту сумму предполагаем за счет реализации построенных компанией коммерческих объектов и привлечения средств соинвесторов.
Проезд по трассе (за исключением машин «Скорой помощи», милиции, пожарных, аварийно-спасательных служб и т.п. — их доля в общем потоке не превысит 15%) обойдется водителю легкового автомобиля в 1 руб., грузовика — в 3 руб./ 1 км. При расчете, что в сутки по автобану в среднем будут следовать 98 500 машин, ежедневный доход от «платных» автомобилей за каждые 24 часа может достичь $154 тыс. Таким образом, срок окупаемости проекта составит 7, 2 года.
Кроме того, определенную прибыль способны принести объекты придорожного сервиса — АЗС, ремонтные мастерские, кафе, магазины и прочее. Есть планы возведения вдоль новой магистрали и жилых домов, коттеджных поселков... Тем самым затраты могут окупиться еще быстрее. Сооружать дорогу себе в убыток, естественно, никто не собирается.
— На какой стадии сейчас проект?
— Его уже одобрили подмосковное правительство и областной Минфин. Сейчас в Министерстве транспорта РФ проект рассматривают члены специально созданной рабочей группы, а нам предложено провести за свой счет его инвестиционное обоснование, чтобы затем выйти на соответствующий конкурс по сооружению автобана. Бюрократических препон впереди предостаточно, к тому же никак не примут многострадальный закон «О платных дорогах».
— Если окончательное «добро» будет получено, когда автобан может быть введен в строй?
— Это произойдет в ближайшее время, примерно в 2011 году.
— А не опасаетесь браться за новое дело?
— Наша компания не зря называется «Первой управляющей». Ее специализация — комплексное управление масштабными строительными проектами, начиная с предынвестиционных исследований, подбора земельных участков и дальше по всей цепочке вплоть до сдачи самых разных объектов в эксплуатацию.
Я строил в столице («рабочий стаж» в этой области — 26 лет), к примеру, Центр международной торговли, гостиницу ЦК КПСС (ныне «Президент-Отель»), художественную галерею на Крымском валу, «Золотые Ключи-2», множество жилых и офисных комплексов, спортивных сооружений, резиденцию первого президента России Бориса Ельцина в подмосковной Барвихе. Если благодаря и моим усилиям в России появится частный платный автобан, смогу констатировать, пусть меня извинят за высокий штиль: профессионально жизнь удалась.
— В ваших словах слышится ирония, но в каждой шутке, как известно, есть доля не только шутки, но и правды.
— Главное, что наш проект выгоден не только государству, которое, не затратив ни копейки, получит современную магистраль, но и автовладельцам, к чьим услугам будет скоростной дублер перегруженной Ярославки.
— Дело за немногим: чтобы в «коридорах власти» он нашел реальную поддержку.
***
Коротко
И федералы подсобят
До 2011 года Липецкая область вложит в развитие дорожной отрасли около 13, 5 млрд. руб. Кроме того, 4, 5 млрд. поступит из федерального бюджета. Эти деньги направят на сооружение трассы, призванной связать будущую особую экономическую зону «Казинка» с ближайшими магистралями Липецк — Усмань, Липецк — Грязи и Орел — Тамбов.
Магистрали нас травят
Возле оживленных столичных трасс загрязнение воздуха, по данным Росгидромета, превышает предельные нормы: по содержанию диоксида азота — в 3, 5 раза, оксида углерода — в 1, 2. Кроме того, в районе Варшавского шоссе метеорологи зафиксировали значительную концентрацию фенола — в 1, 4 раза больше допустимой.
У департамента новый глава
Пост руководителя московского Департамента транспорта и связи по собственному желанию в связи с инвалидностью покинул Павел Златин. Новым главой назначен Леонид Липсиц, ранее руководивший городским «Центром организации дорожного движения».
Свяжет страны супермост
Дания и Германия ведут переговоры о строительстве почти 20-километрового моста, который соединит эти страны через пролив Фемарн-Бельт. Грандиозная переправа сможет пропускать не менее 2.8 млн. автомобилей и 30 тыс. поездов в год. Проект, по предварительным оценкам, обойдется в 4, 3 млрд. евро.