Перейти к основному содержанию

Главная      ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ

ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ

Сегодня транзитные перевозки - это один из основных источников доходов бюджета Белоруссии. Поэтому проблемам транспортного комплекса в республике уделяется особое внимание. О том, чем он живет, как развивается, - наш разговор с министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Михаилом БОРОВЫМ.

- Каковы первоочередные задачи, стоящие сегодня перед транспортным хозяйством страны?

- Естественно, главная наша цель - создать динамично развивающуюся, сбалансированную транспортную систему. Мы должны быть конкурентоспособны на международном и внутреннем рынках, удовлетворять спрос как субъектов хозяйствования, так и населения в перевозках.

Работы, конечно, очень много, так как создать условия для устойчивого, безопасного, эффективного функционирования и развития транспорта непросто. Сейчас требуется обновлять подвижной состав, реконструировать и модернизировать инфраструктуру транспортных коридоров, проходящих по территории республики, создать систему информационного обеспечения транспортных услуг, совершенствовать налоговое и валютное регулирование, лизинг.

- Расскажите о состоянии сети автомобильных дорог. Существуют ли в республике платные автотрассы?

- Сегодня в Беларуси более восьмидесяти тысяч километров дорог общего пользования.

До 2005 года планируется улучшить состояние автодорог, продолжить усиление несущей способности основных трасс и их интеграцию в международную транспортную систему.

В последнее время наблюдается повышение качества и сокращение сроков дорожных работ. Происходит это за счет реализации конкурсной контрактной системы, которую мы предлагаем. Создаются экономические стимулы и для внедрения эффективных технологий, материалов и оборудования.

В этом году введем в эксплуатацию более сорока километров дорог, в том числе вступят в строй и обновленные участки трассы Брест - Минск - граница Российской Федерации. Кроме того, определенные средства республиканского дорожного фонда в виде субвенций предусмотрено направить и на развитие местных дорог, являющихся продолжением республиканских автотрасс.

Что касается платных дорог, то в республике такая только одна - трасса Брест - Москва.

- Одинаково ли доступен автотранспорт для населения во всех уголках республики?

- Да. И это знают те, кто регулярно въезжает в нашу страну, у кого есть возможность сравнивать цены на проезд в Беларуси со стоимостью билетов в других странах. Если говорить о каких-либо территориальных различиях в республике, то самая высокая плата за проезд в Минске - 250 белорусских рублей (3, 3 российских). Во всех других городах, районах, областях стоимость разового проезда в общественном транспорте ниже - 220. Также все категории граждан могут пользоваться проездными билетами, рассчитанными на определенный временной период - месяц, декаду. И это очень удобно.

- Насколько стабильно положение отрасли по сравнению с конкурентами-железнодорожниками?

- Они не конкуренты. В настоящее время в стране отдельные направления национальной транспортной политики находятся в ведении Минтранса, Государственного комитета по авиации и Белорусской железной дороги. Все они подчинены непосредственно Совету Министров Республики Беларусь, а их взаимодействие осуществляется Комиссией по координации деятельности различных видов транспорта, которую я возглавляю.

Мы работаем в одной сфере, для одних и тех же людей. У нас общие цели, а это может только объединять и ни в коем случае не настраивать друг против друга. Кроме того, было время, когда Белорусская железная дорога и Белорусское объединение гражданской авиации входили в состав Министерства транспорта и коммуникаций. Поэтому успехи в работе белорусских железнодорожников для нас также приятны, как и собственные.

- В России немалая часть перевозок выполняется негосударственными компаниями. Какую долю в автомобильных перевозках Беларуси занимает частный сектор?

- За пять месяцев этого года негосударственными организациями, в том числе и индивидуальными предпринимателями, было перевезено около десяти процентов от общего количества пассажиров. Почти на каждом пятом маршруте республиканской сети работают частные перевозчики. Министерство заинтересовано в привлечении к осуществлению пассажирских перевозок субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности. Мы разработали нормативную базу, определяющую порядок привлечения индивидуальных предпринимателей к этому процессу.

- Страна присоединилась к транспортному коридору "Север -Юг". Что это даст Беларуси и ее транспортному хозяйству?

- Во-первых, повышение эффективности транспортных связей и обеспечение доступа на международные рынки посредством наземного и воздушного транспорта государств-участников. Во-вторых, обеспечение безопасности транспортировки, сохранности товаров, предоставляющих услуг в рамках Соглашения.

Одно из важнейших преимуществ, которое получили наши перевозчики, - реальное снижение временных и материальных затрат на транзит грузов и пассажиров. Заметно упростились некоторые административные и таможенные процедуры.

- Наши транспортники взаимодействуют с аналогичными хозяйствами государств Балтии. Существуют ли крупные совместные проекты?

- Конечно, мы заинтересованы в развитии партнерства и сотрудничества со странами Балтии. В частности, это касается использования портов. Наша цель очевидна: оптимальная транспортировка белорусских внешнеторговых грузов. Именно поэтому существуют межправительственные соглашения с Литвой и Латвией об условиях транзита грузов из Беларуси с использованием портов и другой транспортной инфраструктуры этих государств.

- Расскажите о перспективах развития транспортного хозяйства республики. Каким вы видите его через несколько лет?- Создание экономических условий для стабильности в отрасли -это наша главная задача. Намечается реализация ряда инвестиционных проектов, направленных на развитие перевозок калийной соли, минеральных удобрений и другой экспортной продукции в страны Черноморского бассейна и дальнего зарубежья, включая Юго-Восточную Азию. Обсуждаем развитие комбинированных перевозок на общеевропейских направлениях Брест -Москва и Калининград - Вильнюс -Минск - Москва.

Одной из первоочередных задач по-прежнему является борьба со старением подвижного состава. Отсюда и планы - оптимизировать его обновление при помощи отечественных предприятий.

Не все, конечно, зависит от нас. Но если попробовать заглянуть вперед, надеюсь, что белорусский транспорт станет в первую очередь конкурентоспособным и безопасным. Все остальное второстепенно.