Перейти к основному содержанию

Главная      ОПРЕДЕЛИЛИ ПРАВИЛА "ИГРЫ"

ОПРЕДЕЛИЛИ ПРАВИЛА "ИГРЫ"

(Окончание. Начало см. в N 31.)

В Московской области эффективно действует закон "Об автомобильных дорогах"

Итак, правила игры в Московской области в сфере дорожного хозяйства в основном определены. Я пусть юристы сколько угодно называют закон "Об автомобильных дорогах" несовершенным" но он действует" А совершенствовать его можно, внося поправки в установленном порядке.

Центральной частью закона Московской области "Об автомобильных дорогах" является раздел, определяющий экономические основы деятельности в сфере дорожного хозяйства. Он регламентирует порядок финансирования строительства, реконструкции, содержания и ремонта областных дорог, которое осуществляется за счет средств территориального дорожного фонда и ассигнований из областного и федерального бюджетов и других установленных законодательством источников на основании целевых программ. Источниками финансирования дорожных работ муниципальных образований являются бюджеты этих образований, а частных дорог - средства их владельцев.

Специальной статьей закона предусмотрено, что органы управления дорожным хозяйством обязаны содействовать развитию конкуренции и рынка работ в этой области.

О землепользовании

В законе Московской области "Об автомобильных дорогах" есть раздел, касающийся земель, занятых дорогами. В нем сказано, что порядок землепользования регламентируется законами Российской Федерации.

Особое внимание в связи с особым положением Московской области - непосредственной близостью к огромному мегаполису - хочется обратить на режим использования земель, занятых автомобильными дорогами. В законе прямо указано, что в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования без согласования с соответствующими органами управления дорожного хозяйства запрещается прокладка инженерных коммуникаций, осуществление застройки и хозяйственной деятельности, не связанной со строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования. Законом устанавливается особый режим использования придорожных полос, которые предназначаются для возможного использования при реконструкции и ремонте дорог. А собственники не имеют права возводить здания и сооружения на этой территории без согласования с уполномоченными органами.

Общие условия строительства и переустройства коммуникаций на автомобильных дорогах регулируют вопрос порядка оплаты этих работ. Так, "собственники и владельцы строящихся инженерных коммуникаций, пересекающих автомобильные дороги общего пользования, обязаны возместить ущерб, причиненный дороге в результате производства указанных работ". При этом устройство и эксплуатация этих сооружений также происходят за счет собственников и владельцев. То же - в случае строительства, реконструкции и ремонта примыканий и пересечений с другими автомобильными дорогами. Причем этим органам предоставлено право требовать от виновника возмещение ущерба, а в случае его отказа - возмещение расходов по суду.

Интересно, что эксплуатация железнодорожных переездов согласно закону финансируется за счет собственников либо владельцев железных дорог. То же касается случаев переустройства или строительства новых переездов по причине переустройства или строительства новых железных дорог.

Зачем инвесторам дороги?

Строительство платных автомобильных дорог в Московской области - дело недалекого будущего. Поэтому в областном законе "Об автомобильных дорогах" этому вопросу посвящен целый раздел. При этом "положения закона распространяются на платные мосты, тоннели, а также отдельные платные участки автомобильных дорог, паромные переправы и наплавные мосты". Но "платные автомобильные дороги в Московской области могут быть созданы исключительно путем строительства новых автомобильных дорог".

Цели их строительства таковы: повышение уровня обслуживания пользователей автомобильных дорог; ускорение развития сети автомобильных дорог с помощью привлечения дополнительных негосударственных инвестиций для осуществления строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Устройство платных автомобильных дорог допускается в следующих случаях: в данном направлении имеется возможность альтернативного бесплатного проезда по существующей сети автомобильных дорог; устройство такой дороги существенно улучшит условия дорожного движения и уровень обслуживания пользователей; строительство дороги в данном направлении не может быть полностью обеспечено за счет государственных источников финансирования. Из текста закона, правда, не ясно, должны ли эти три пункта выполняться в совокупности, или достаточно наличия одного из них, но, думаю, юристы этот вопрос уточнят.

Деятельность по созданию и использованию платных дорог осуществляется на основе договоров, заключаемых по результатам конкурсов с участием российских и иностранных юридических и физических лиц, а решение о строительстве таких дорог принимается правительством Московской области.

Однако после полной окупаемости платных автомобильных дорог взимание платы за проезд по ним прекращается, и они переводятся в сеть дорог общего пользования. Спрашивается, какой тогда резон инвесторам вообще вкладывать средства в их строительство, если после полной окупаемости они, инвесторы, не смогут получить от построенных объектов прибыль?

Ответят по закону

Закон устанавливает ответственность органов управления дорожным хозяйством, дорожных организаций и граждан за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций и полномочий в соответствии с российским законодательством. Она наступает, в частности, в случае временного ограничения или прекращения движения транспорта по автомобильной дороге, если это ограничение произведено не в установленном законом порядке; в случае ДТП, произошедших по причине неудовлетворительных дорожных условий, возникших вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию автомобильной дороги или по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и реконструкции автодороги.

И сервис не забыт

Закон Московской области "Об автомобильных дорогах" разрешает размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожной полосы. К ним относятся: кемпинги, площадки и зоны отдыха, объекты торговли, общественного питания, автобусные остановки, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей, пункты технического осмотра, автомойки, объекты связи, медицинские пункты и другие объекты, имеющие своей целью удовлетворение потребностей участников дорожного движения. При этом объект дорожного сервиса не должен создавать помехи и препятствия для других участников движения. А собственники или владельцы таких объектов обязаны оборудовать съезды с автомобильной дороги и места остановки транспорта.

Помогут поправки

Как следует из всего изложенного, правила игры в Московской области в сфере дорожного хозяйства в основном определены. И пусть юристы сколько угодно называют закон "Об автомобильных дорогах" несовершенным, но он действует. А совершенствовать его можно, внося поправки в установленном порядке.

Наталья АЛХИМОВА, автодорожный обозреватель "ТР".