Перейти к основному содержанию

Главная      Конечная остановка

Конечная остановка

Стоим с женой на автобусной остановке двадцать, тридцать, сорок минут. Нашего автобуса все нет, зато коммерческие микроавтобусы на этом оживленном участке проспекта Красной Армии проходят часто. Однако граждане пенсионного возраста с детьми и хозяйственными сумками в микроавтобусы не садятся, а терпеливо ждут бесплатного для них автобуса, который ходит все реже. Реже ходят и пригородные поезда: сравните расписания восьмидесятых годов с сегодняшними.

ВСПОМИНАЕМ, что за годы "ката-стройки" (как говорят в народе о последних девятнадцати годах нашего существования) каждый из нас при поездке на садово-огородный участок стал тратить в 111 раз больше, чем в советское время. Раньше на автобус, метро, электричку, автобус - туда и обратно - тратили 1 руб. 40 коп; сегодня - 156 руб. Заработки и пенсии многих увеличены лишь в 25-30 раз. Как говорится, комментарии излишни...

До "реформ" наша пенсия составляла 132 руб. на каждого, из которых на питание (без ограничений), на плату коммунальных услуг, включая городской транспорт, тратили в месяц по 78 руб. Остальные 54 руб. можно было потратить на культурно-бытовые нужды либо просто отложить. Поэтому для нас не возникало проблемы в летнее время взять билеты на ночной экспресс Москва - Ленинград, который шел 5 час. 40 мин., с утра посетить Эрмитаж, пройти по наиболее интересным для нас залам, затем с пристани Дворцовой набережной сесть на "Метеор", побывать в Петергофе на фонтанах и к вечеру вернуться в Ленинград, на Невский проспект. Московский вокзал, к ночному экспрессу.

Все это удовольствие обходилось в 30-32 руб. на каждого, включая питание.

Интересно, а сколько теперь все это может стоить?..

В ДОЛГОМ ожидании автобуса вспомнились некоторые данные по городскому транспорту Российской Федерации на начало прошлого, 2003 года и их соотношение с 1995 годом.

Почти три тысячи городов и поселков городского типа обслуживаются в основном автобусом, троллейбусом, трамваем, которыми пользуются около миллиона жителей. Причем наиболее распространенным и часто единственным видом обслуживания является автобус, принимающий на себя половину пассажиров ГПТ.

Между тем (при сходных проблемах всех видов ГПТ) за последние семь лет именно автобус понес наибольшие потери: коэффициент использования парка машин - 0, 642, что объясняется высоким содержанием подвижного состава, отслужившего нормативный срок, - 60027 ед. (67% инвентаря) и недостаточной ремонтной базой; натуральный пробег автобусов сократился на 36, 6%; общая численность работников автобусных хозяйств сократилась на 889881 человека (77, 7%), в том числе по водительскому составу - на 86466 человек (40, 2%). Такое массовое бегство из важнейшей сферы транспортного обслуживания (водителей, ремонтников, линейного персонала) объясняется как развалом материально-технической базы, так и оскорбительно низким уровнем заработной платы: в целом по автобусному транспорту - 4570 руб., по водительскому составу - 4722 руб. в месяц.

При этом нет реальных перспектив улучшения положения. Многие автобусные хозяйства, стремясь удержать работоспособность системы, в годы "ката-стройки" приобретали по случаю подвижной состав разных марок, который уже выработал часть ресурса, что еще более усложнило техническую эксплуатацию машин. И все это имеет место при постоянном ухудшении условий дорожного движения и самого состояния улично-дорожной сети.

СТРАНА НАША сегодня еще имеет 17 млн. кв. км общей площади, основная часть которой расположена в суровых климатических зонах. Это не Лихтенштейн, не Монако и даже не Болгария, которые каждый желающий может проехать за считанные часы на примитивном транспортном средстве. Поэтому важность развития и содержания систем массового транспорта, от муниципальных видов (автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен) до систем внешнего сообщения (автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного, морского - как пассажирского, так и грузового, специализированного), трудно переоценить. Говоря образно, они являются кровеносной системой организма России.

Разумеется, перевод большей части населения страны на простые виды производства в натуральном хозяйстве средневековья позволяет не просто снижать показатели работы всех транспортных систем, но и фактически их разрушать через прекращение финансирования массового серийного выпуска как самих транспортных средств, так и средств их эффективной эксплуатации. Вместо восстановления работоспособности разваленных в годы "реформирования" транспортных систем наши власти озаботились новыми "прожектами": созданием сети платных дорог, дублирующих действующие разбитые. Словом, делается все необходимое для углубления раскола общества, нарастания антагонистических противоречий, неизбежно ведущих к междоусобице через реальное ограничение свободы передвижения многих граждан.

Когда я слушаю ежегодное Послание Президента России Федеральному собранию и его выступление 12 июня на Красной пощади на спектакле - карнавальном шествии солдат-актеров, первое, что приходит в голову: понимает ли В.В. Путин, президентом какой страны он является и почему он такого низкого мнения об элементарных умственных способностях граждан России?..

Несмотря на оголтелую антисоветскую пропаганду, ведущуюся всеми СМИ более десяти лет, мы еще в состоянии отличать навязанную нам

СВОБОДУ ПАДЕНИЯ от СВОБОДЫ ПОЛЕТА.