Плата за дороги водителей не напугает?
Плата за пользование дорогами не удержит автомобилистов от поездок, а приведет лишь к тому, что они будут выбирать другие маршруты и другое время для путешествий.
Такой вывод содержится в отчете британской независимой транспортной комиссии, занимавшейся оценкой предложений правительства страны, касающихся создания спутниковой системы слежения за трафиком.
Платные дороги - в частности, скоростные автомагистрали - давно действуют на территории многих европейских стран, но в них спутниковые технологии не задействованы; эти системы скорее напоминают станции метро с турникетами в начале и конце каждого участка. Для того, чтобы оплатить взнос, водитель должен остановиться у шлагбаума, что порой создает дополнительные пробки.
Между тем, в Швейцарии в январе 2001 года введена такса за проезд тяжелых автомобилей, которая принимает во внимание не только количество пройденных километров, но и вес машины и объем вредных газов, которые попадают в атмосферу из ее выхлопной трубы. Эта мера привела к тому, что число грузовиков на швейцарских дорогах заметно сократилось.
Сингапур, в свою очередь, стал первым в мире городом, на всей территории которого плата за пользование дорогами введена еще в 1975 году. Впоследствии в действующую здесь схему были внесены поправки с учетом развития технологии, которые позволили варьировать сбор в зависимости от загрузки дорог.
В Британии, где платных дорог пока практически нет, планируемая схема предполагает иной подход: автомобилисты будут получать извещения об оплате сбора по почте уже постфактум. В случае реализации проекта платить они станут за каждую милю, если решатся воспользоваться наиболее загруженными магистралями в пиковое время.
Как считают члены независимой комиссии, работающей при университете английского города Саутхемптон, это дорогостоящее предприятие приведет к тому, что многие водители станут ездить по небольшим сельским дорогам, чтобы не платить деньги. А это значит, предупреждают эксперты, что пробки не исчезнут, а лишь сменят "прописку".
Авторы доклада признают, что предлагаемые правительством меры могут сократить число заторов на австострадах и, таким образом, сделать поездки по ним более предсказуемыми. Но люди все равно не пересядут на общественный транспорт, говорится в документе, они просто будут стараться выезжать пораньше или попозже, чтобы не платить сбор по максимальному тарифу.
Если добавить этот тариф к уже существующим дорожному налогу и акцизу на топливо, то увеличение для средней британской семьи составит лишь несколько фунтов стерлингов в неделю. В Лондоне, однако, эта сумма может достигать 20 фунтов в неделю, то есть 150 долларов США в месяц.
Профессор Стивен Глайстер из лондонского Имперского колледжа выступал в роли советника при подготовке кабинетом министров предложений о дорожном сборе. По его мнению, очень важно, чтобы правительство с самого начала ясно дало понять, на что пойдут получаемые от этого проекта деньги.
"Если потратить средства на сокращение акциза на топливо, то вы очень поможете сельским районам, - пояснил профессор в интервью Би-би-си. - Но если деньги будут пойдут на улучшение работы общественного транспорта или развитие дорожной сети, тогда это совсем иное, и тогда в городах и сельских районах к этому отнесутся по-разному".
Ранее представители министерства транспорта Великобритании говорили, что плата за пользование дорогами - мера справедливая, поскольку больше других будут платить те, кто ездит на самые большие расстояния.
Первые "полевые испытания" своего проекта правительство намерено провести к 2010 году.
BBC