Перейти к основному содержанию

Главная      Российским дорогам не хватает денег

Российским дорогам не хватает денег

Федеральный бюджет не финансирует строительство дорог, средства направляются лишь на их содержание и ремонт. Такое почти сенсационное заявление сделал министр транспорта Игорь Левитин, выступая на заседании Совета федерации в рамках правительственного часа в пятницу. Деньги же на строительство новых дорог предполагается изыскать, направляя 100% акцизов на бензин и нефтепродукты в региональные бюджеты целевым образом - исключительно на возведение новых автомагистралей.

Выступление главы Минтранса было озаглавлено "Программа строительства дорог в России", однако по его ходу выяснилось, что строить дороги за счет федерального бюджета правительство не собирается. "К сожалению, мы строим очень мало, и мы сознательно сократили строительство, сделав упор на их содержание и ремонт - иначе к 2010 году мы рискуем потерять и ту дорожную сеть, которая есть сейчас", - признался господин Левитин. То, что существующая в стране сеть автодорог находится далеко не в лучшем состоянии, министр подтвердил цифрами: 56% федеральных автострад не соответствует требованиям по прочности, 37% - по ровности дорожных покрытий. Тем не менее, согласно распределению полномочий между уровнями бюджетной системы, 92% дорог общего пользования (а именно 553 тыс. км из имеющихся 600 тыс. км) должны финансироваться из региональных бюджетов. Между тем, например, в

Тверской области возможности собственного бюджета составляют всего лишь 22% от потребности в средствах на ремонт и содержание автомобильных дорог, в Новгородской - 25%, в Смоленской - 28%. Более того, в стране есть еще 544 тыс. км улично-дорожной сети, которые не включены в сеть дорог общего пользования, но фактически выполняют их функции. Заметим, что эти дороги вообще должны финансироваться из муниципальных бюджетов, чья казна зачастую просто пуста.

Господин Левитин видит выход в строительстве платных дорог, а также в обеспечении региональных и муниципальных бюджетов финансовыми источниками для строительства бесплатных автотрасс. Кстати, платных дорог будет немного, пока большинство разрабатываемых проектов направлено на разгрузку наиболее перегруженного московского транспортного узла, многие из проектов будут претендовать на средства бюджетного инвестфонда. Однако обязательное условие - наличие бесплатной дороги, по которой можно проехать в том же направлении, - должно соблюдаться везде. Кроме того, проезд по платным трассам всех аварийных и спасательных служб будет бесплатным, заверил министр.

А вот развивать региональную дорожную сеть господин Левитин предложил за счет стопроцентных акцизов на нефтепродукты и транспортного налога, которые полностью будут зачисляться в региональные бюджеты. Глава Федерального дорожного агентства Олег Белозеров в интервью „Ъ" добавил, что в течение текущего года предполагается ввести плату за проезд по российским дорогам грузовиков, у которых нагрузка на ось превышает 12 тонн. И ее, разумеется, тоже предполагается направлять исключительно на финансирование региональных дорог. Кроме того, по его словам, проблема будет решаться и с другой стороны: вскоре соотношение количества дорог, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, изменится. Часть региональных и, возможно, муниципальных дорог отойдет в ведение Российской Федерации - сразу после выхода постановления правительства, которое установит новую классификацию дорог. "Другое дело, что для пересмотра потребуется время, так как это сложный процесс, требующий проведения детального анализа, оценки значимости каждой дороги", - подчеркнул господин Белозеров.

Даже такие меры не смогут кардинально изменить сложившуюся ситуацию.Если иметь в виду задачу удвоения ВВП, то темп развития инфраструктуры в стране должен составлять примерно 12-15% в год. У нас же темп развития инфраструктуры составляет в настоящее время только 1% в год, фактически мы работаем на старой инфраструктуре, построенной еще во времена Советского Союза", - констатировал Игорь Левитин. Но что с этим делать, он не объяснил. Сенаторы же приняли постановление, в котором предписали правительству обеспечить полноценное финансирование отрасли (в том числе за счет субсидий федерального бюджета регионам) хотя бы в ближайшие два-три года начиная с 2007-го.