Перейти к основному содержанию

Главная      Эх, проплачу!

Эх, проплачу!

Правительство торопит депутатов с принятием закона о платных дорогах

ВЧЕРА ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА АЛЕКСАНДР ЖУКОВ НА ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ МИНТРАНСА СООБЩИЛ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЗЛАГАЕТ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ НА ГОСДУМУ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА УЖЕ В ВЕСЕННЮЮ СЕССИЮ ПРИНЯТЬ ЗАКОН О ПЛАТНЫХ ДОРОГАХ. ВСЕ ДРУГИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ И РАЗНОГЛАСИЯ, ПО СЛОВАМ ЧИНОВНИКА, СНЯТЫ, ДЕЛО ЛИШЬ ЗА ДЕПУТАТАМИ.

По мнению г-на Жукова, платные дороги "позволят внедрить эффективные механизмы развития транспортной отрасли". Идея же заключается в том, что такие магистрали должны строиться на основе схемы частно-государственного партнерства. Как надеется вице-премьер, госдоля будет обеспечена из средств инвестиционного фонда, размер которого составляет 75 млрд. руб. Часть этих денег, по задумке чиновника, возможно, будет направлена и на создание спецкомиссии по безопасности дорожного движения. Проблема, как он подчеркнул, стоит остро -ежегодный материальный ущерб от ДТП оценивается в 200 млрд. руб.

Впрочем, другие члены правительства, судя по всему, энтузиазм коллеги разделяют не вполне. Ведь закон о платных дорогах не могут принять уже седьмой год подряд. Практически все версии законопроекта, вносимые Минтрансом, Михаил Фрадков отправлял на доработку, заявляя, что "программу нужно сделать целевой, амбициозной, реалистичной и на 100% выполнимой". Единственное, что, как говорят специалисты, премьер забыл включить в программу, так это пункт "без ущерба для обычных пользователей".

"В России иначе и быть не может, - комментирует "НИ" ситуацию, вице-президент Российского автотранспортного союза (РАС) Владимир Суханов. - По идее, у платных дорог должна быть альтернатива - бесплатный резервный вариант, однако у нас, когда построят платные дороги, объявят, что деньги закончились, и перестанут выделять средства на строительство муниципальных дорог". В результате, полагает он, все расходы на строительство будут окупать потребители, поскольку выбора им никто не предоставит. Беспокоит г-на Суханова и будущее пассажирского общественного транспорта: "В законе никаких оговорок по этому поводу нет, а это значит, что будут платить даже автобусы с троллейбусами". Специалист рассказал, что РАС неоднократно направлял письма в Минтранс с просьбой уточнить статус общественного транспорта, однако, по его словам, "замечания были пропущены мимо ушей". "Так что вдобавок можно ожидать еще и повышения цен на проезд в транспорте", - заключает специалист.

"НИ" решили выяснить в самом Минтрансе, насколько обоснованы такие опасения. В пресс-службе ведомства нам сообщили, что законопроект в обязательном порядке предусматривает альтернативные бесплатные дороги. Подчеркнули также, что бесплатными останутся практически все существующие магистрали, а платные будут вводиться лишь при наличии резервного варианта. Г-на Суханова такие обещания не убедили. "Как же тогда объяснить призывы чиновников сделать платной единственную дорогу из Домодедово? - вопрошает он. Строили ее в советское время на деньги налогоплательщиков, а нынешние власти хотят ее монополизировать и собирать дань".

***

Пока платить не за что

Санкт-Петербург

С наступлением весны все уличные ухабы и трещины в Северной столице стали особенно заметны. Но виной тому не холодная зима, а плохое качество проводившихся дорожных работ. В течение целого ряда лет в тендере побеждал тот, чьи услуги оказывались самыми дешевыми. Из-за этого отремонтированные дороги через несколько месяцев превращались чуть не в сельские просеки. Теперь в городском правительстве иначе подходят к этим конкурсам. Значение имеет наличие у ремонтирующей организации современной высококлассной техники и квалифицированного персонала. Однако следы старого "ремонта" видны еще повсюду.

МАРИЯ СЕЛЕЗНЕВА

Ульяновск

Ульяновские чиновники сегодня всерьез подумывают над тем, чтобы с традиционных "волг" пересесть на местные "уазики" - на других автомобилях по городу передвигаться практически невозможно. На улице Локомотивной, одной из крупнейших городских магистралей, в яму, залитую талой водой, дорожники засыпают красные кирпичи, после чего усердно утрамбовывают их ногами. Водители говорят, что этот "кирпичный" ремонт выдерживает считанные дни, после чего их обломки то и дело вылетают из-под колес. В автосервисе, занимающемся шиномонтажом, "НИ" признались, что их заработки с начала весны выросли в разы.

МИХАИЛ БЕЛЫЙ

Краснодар

Замдиректора "Краснодаравтодора" Анатолий Лебедь рассказал "НИ", что краевые "догоняют сегодня по качеству печально известные водителям уральские и сибирские дороги". По его словам, довести их до прежнего состояния не удастся уже по одной причине - не хватает денег. Директор частного предприятия "ВМВ-Такси" Виталий Корота тем временем жалуется: "Дороги после этой зимы просто никакие, у нас постоянно пятая часть машин на ремонте. "Жигули" - классика разбивается буквально за месяц с небольшим, приходится перебирать всю ходовую, менять шаровые, а это минимум 2, 5-3 тыс. руб. Поразительные вещи: мы платим огромные деньги - налог на дороги, а с каждым годом ездить все хуже приходится".

СЕРГЕЙ ПЕРОВ

***

ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ ЗА РУБЕЖОМ

ДОРОГИ С ОПЛАТОЙ ПРОЕЗДА БЫВАЮТ ЧАСТНЫМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ. ПЕРВЫЕ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ БОЛЬШОЙ ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ, ВТОРЫЕ - СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ КАТЕГОРИИ А. ОНИ ДОСТАТОЧНО ДАВНО СУЩЕСТВУЮТ ВО ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ, ИСПАНИИ.ПОЗЖЕ они появились в ГРЕЦИИ, ПОРТУГАЛИИ, ТУРЦИИ, ШВЕЙЦАРИИ и АВСТРИИ. СЕЙЧАС они ЕСТЬ почти во ВСЕХ СТРАНАХ БЫВШЕГО СОЦЛАГЕРЯ. А ВОТ В ШВЕЦИИ, ФИНЛЯНДИИ, ДАНИИ, ИРЛАНДИИ, БЕЛЬГИИ, НИДЕРЛАНДАХ, ЛЮКСЕМБУРГЕ АВТОМАГИСТРАЛИ БЕСПЛАТНЫЕ. В НОРВЕГИИ ЖЕ ВЗИМАЮТ ПЛАТУ ЛИШЬ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫМИ ТОННЕЛЯМИ. В ВЕЛИКОБРИТАНИИ - ТАКЖЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ТОННЕЛЯМИ И МОСТАМИ. С ЯНВАРЯ 2005 ГОДА в ГЕРМАНИИ СТАЛИ БРАТЬ ПЛАТУ ЗА ПРОЕЗД ПО АВТОБАНАМ С ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА. СЕЙЧАС НЕМЕЦКИЕ ПОЛИТИКИ РАЗМЫШЛЯЮТ, НЕ СДЕЛАТЬ ЛИ СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ ПЛАТНЫМИ И ДЛЯ "ЛЕГКОВУШЕК". С 3 1 МАЯ 2005 ГО

ДА СДЕЛАЛИ ПЛАТНЫМ ПРОЕЗД ПО МАГИСТРАЛЯМ ДЛЯ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА в ЛИТВЕ. А вот в Эстонии и ЛАТВИИ ПЛАТНЫХ ДОРОГ ПОКА НЕТ. В БОЛЬШИНСТВЕ СТРАН ПАРАЛЛЕЛЬНО ПЛАТНЫМ МАГИСТРАЛЯМ ПРОЛОЖЕНЫ БЕСПЛАТНЫЕ ДОРОГИ, НО СКОРОСТЬ НА НИХ ОГРАНИЧЕНА. Если во ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ или ИСПАНИИ НУЖНО ПЛАТИТЬ ЗА КАЖДЫЙ ПРОЕЗД ПО ТАКОЙ ДОРОГЕ, ТО В ШВЕЙЦАРИИ МОЖНО КУПИТЬ ГОДОВОЙ АБОНЕМЕНТ ВСЕГО ЗА 27 ЕВРО, А В АВСТРИИ - ДАЖЕ АБОНЕМЕНТ НА 10 ДНЕЙ ЗА 10 ЕВРО. В СРЕДНЕМ В ЕВРОПЕ КИЛОМЕТР ПРОЕЗДА СТОИТ ПОРЯДКА 10 ЦЕНТОВ. ПО ПРОТЯЖЕННОСТИ ПЛАТНЫХ ДОРОГ ЛИДИРУЮТ АРГЕНТИНА, Япония, ФРАНЦИЯ, МЕКСИКА, МАЛАЙЗИЯ, ЮАР, А по их ДОЛЕ в НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОМАГИСТРАЛЯХ - АРГЕНТИНА, ЮЖНАЯ КОРЕЯ, МЕКСИКА, ИТАЛИЯ, МАЛАЙЗИЯ, Япония, ФРАНЦИЯ, ИСПАНИЯ. ДЕНЬГИ, СОБИРАЕМЫЕ С ВОДИТЕЛЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТНЫМИ ДОРОГАМИ, НАПРАВЛЯЮТСЯ НА РЕМОНТ И РЕКОНСТРУКЦИЮ ЭТИХ САМЫХ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ.