РУБЛЕМ - ПО ПРОБКАМ
Автовладельцам предлагается альтернатива потерям времени и нервов на дорогах
ВО ВТОРОЙ раз правительство рассмотрит законопроект "О платных автомобильных дорогах". От того, какое оно примет решение, миллионам автовладельцев будет ясно, стоять им в пробках на дорогах или есть альтернатива. Причем цена этой альтернативы, по предварительным расчетам экспертов Минтранса, составляет от 1 рубля за километр пробега на длинных (в несколько сотен километров) отрезках и до 1, 5 рубля за километр на более коротких участках. Другими словами, если у вас дача за 100 километров от Москвы, то есть выбор - простоять в пятницу и субботу большую часть дня в пробках или заплатить сто рублей и добраться до нее за час по платной дороге. Как показали последние исследования, среди пользователей дорог большинство готовы платить за проезд по платным дорогам. Так, например 83, 5 процента опрошенных готовы использовать платные услуги дороги "МКАД-Кашира" и 79 процентов согласны заплатить за проезд по автодороге "МКАД-Серпухов".
В более чем 30 странах мира давно существуют платные автодороги и дорожные объекты (мосты, путепроводы, туннели и эстакады), приносящие прибыль их пользователям, государству и частному сектору. Например, в США общая протяженность платных дорог составляет около 10 тысяч километров, и это не так много. В небольшой Франции длина платных трасс давно превысила 10 тысяч, в Японии -
8 тысяч и даже в ЮАР уже более трех тысяч платных километров.
В каждой из перечисленных стран такими дорогами пользуются около пятой части населения, поэтому срок окупаемости проектов не 20 лет, как прогнозируют российские эксперты, а не больше 7 лет. Стоимость проезда по такой дороге в США, например, составляет 2-3 цента. Платные участки существуют и в самих городах, правда, заплатить уже придется дороже. Впрочем, на дороговизну пока никто не жаловался, комфортный проезд и отсутствие пробок с лихвой покрывают все возможные возражения.
Что же касается России, то принципиальное решение о возможности эксплуатации автомобильных дорог на платной основе было принято еще в конце 1992 года (Указ президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года N 1557). Да, тогда мы не были готовы к введению платных дорог. Столько лет за проезд никто ничего не платил, а сами дороги строило и поддерживало государство. Машин в то время тоже в таком количестве по дорогам не ездило. Но время шло, и сегодня мы имеем общую протяженность сети автодорог общего пользования - около 900 тысяч километров при необходимой потребности в 1, 5 миллиона километров. Более того, около 28 тысяч населенных пунктов страны не имеют дорожных сообщений. По расчетам Минтранса, при нынешних темпах прироста дорог на решение этой задачи потребуется не менее 100 лет. При этом автомобильный парк растет в среднем на 7-10 процентов в год, а рост обеспеченности населения автодорогами увеличивается всего на 0, 5- 1, 5 процента в год. По оценкам экспертов, стоимость проблемы бездорожья для государства, определенная как общая сумма потерь и упущенной выгоды, связанных с недостаточным развитием автодорожной сети и ее техническим состоянием, оценивается в 450-500 миллиардов рублей.
К сожалению, государство своими собственными силами, похоже, уже не может справиться с дорожной проблемой. Поэтому один из способов решить данный вопрос - это задействовать механизм государственно-частного партнерства.
Кстати, по оценкам экспертов, бизнес к такому партнерству сегодня готов. Интерес инвесторов к проектам дорожного строительства очень высок, многие компании уже сейчас готовы участвовать в строительстве дорог и мостов. Что ж, первый шаг уже сделан, принят Закон "О концессионных соглашениях" , предусматривающий участие государства наряду с частными инвесторами в крупных инфраструктурных проектах. Остается самое малое - принять закон о платных автодорогах.
Основная идея законопроекта - это создание основ правового регулирования деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере создания и эксплуатации платных автомобильных дорог и установление механизмов их осуществления. Главным условием предоставления права для организации платного проезда является обязательное обеспечение для потребителя свободного выбора - воспользоваться платной дорогой или другим (бесплатным) маршрутом движения.
Согласно новому законопроекту органы государственной власти, органы местного самоуправления приобретают права и обязанности по осуществлению функций управления платными автомобильными дорогами, по утверждению перечня платных автодорог, проведению конкурсов в целях заключения договоров на создание, эксплуатацию таких дорог. Юридические и физические лица приобретают право пользования и эксплуатации дорог, и корреспондирующую с ним обязанность по оплате предоставляемых услуг в виде проезда по платной автодороге.
Для того чтобы начать строительство такой дороги, законопроект прописывает, что нужно для начала реализации проекта. Во-первых, необходимо экономическое обоснование. Далее надо получить экологическую оценку последствия создания дороги, все это должно пройти всестороннюю экспертизу, которая покажет, что риск государства и инвесторов минимален.
Законопроект обеспечивает защиту как инвесторам, так и пользователям таких дорог. Создание гарантий инвесторам, участвующим в финансировании проектов платных автомагистралей, обеспечивается принципом сохранения условий действия договоров на весь срок передачи автодороги в платную эксплуатацию. А защита прав пользователей осуществляется за счет создания системы государственного контроля за состоянием автодороги и соблюдением норм в сфере безопасности дорожного движения, экологической безопасности при строительстве и эксплуатации этого объекта, а также путем государственного регулирования тарифов за проезд и обязанности наличия альтернативного проезда. Более того, владельцы платных дорог обязаны будут возмещать ущерб, причиненный пользователю этих дорог, возникший вследствие ненадлежащего исполнения владельцами своих обязанностей.
В законопроекте предполагается учесть все три возможные формы владения и управления платными дорогами, получившие распространение в других странах, включая платные автомобильные дороги, управляемые государством (органами местного самоуправления), акционерными обществами или юридическими лицами на основе договора.
В завершение хотелось бы отметить, что бесплатных дорог в принципе не существует. Все владельцы транспортных средств и автоперевозчики в большей или меньшей степени финансируют работы по совершенствованию и развитию сети дорог общего пользования. Поэтому дополнительные средства при организации платного проезда взимаются в качестве платы за экономию времени и сокращение затрат на обслуживание и ремонт транспортных средств. К настоящему времени у нас уже существует ряд платных дорожных объектов, в частности, два участка на федеральной дороге М-4 "Дон" Москва - Воронеж, мостовой переход в Барнауле, ряд участков местных дорог в Псковской области. Вырученных средств хватает на содержание дорог. А пользователи в большинстве случаев довольны услугами платных участков, так как при умеренной плате они получают повышенный комфорт, безопасность и большую скорость.