ПЛАТНЫЙ ПУТЬ
Минтранс внес в правительство законопроект о платных дорогах. В нем оговариваются требования к бесплатным дорогам-дублерам и условия работы инвесторов, которые рискнут вложить деньги в строительство платных автобанов.
Министерство транспорта отправило в правительство очередную редакцию закона "О платных автомобильных дорогах", сообщил замминистра транспорта Сергей Аристов. В законе будет декларировано, что можно строить платную дорогу только там, где есть бесплатный дублер и будут уточнены требования к дублеру.
Инвестор будет получать в аренду на несколько десятков лет не только саму трассу, но и обочины, которые можно сдавать для строительства магазинов, заправок и закусочных. "Принятие этого закона даст дополнительные гарантии инвесторам и пользователям автомобильных дорог", - считает Аристов.
Платные трассы, построенные на деньги инвесторов, - единственный способ компенсировать недостаток дорог в России в министерстве говорят уже давно. "Государственного финансирования не хватает, чтобы строить и поддерживать в нормальном состоянии все федеральные трассы", - считает руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров. Но чтобы начать строить дороги и собирать плату за проезд по ним, дорожникам нужна законодательная база.
Первый вариант закона о платных дорогах был подготовлен еще несколько лет назад и должен был быть принят в пакете с законом о концессиях. Оба проект несколько раз отклоняли и возвращали авторам на доработку. В прошлом году Госдума все-таки приняла закон "О концессионных соглашениях", позволяющих инвесторам участвовать в строительстве или реконструкции государственных объектов. Документ гарантирует спокойстие инвесторам, которые, построив завод или дорогу, должны получить ее в аренду до возврата вложенных денег и получения запланированной прибыли. С принятием закона о концессиях дорожники начали усиленно готовиться к строительству платных дорог и искать инвесторов.
Сейчас существует четыре проекта: строительство скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург (650 км, стоимость 200,7 млрд. руб.), Центральной кольцевой автодороги Московской области (479 км, объем инвестиций -89,6 млрд руб.), соединительной магистрали МКАД с М-1 "Беларусь" (19,5 км, 9,8 млрд. руб.) и реконструкция федеральной автодороги к аэропорту Домодедово (22,7 км, 2,2 млрд. руб.).
Недавно стало известно, как будет взиматься плата на трассе Москва -Питер, строительство которой должно начаться уже в следующем году. По словам генерального директора ФГУ "Дороги России" Олега Шахова, платным автобан будет лишь частично. "Расчеты показали, что взимание платы обосновано лишь на участках с интенсивным движением", - сказал он. По предварительной оценке, стоимость проезда будет варьироваться от 50 копеек за километр для легковых автомобилей до 1,5 руб. для грузового транспорта.
Дата рассмотрения законопроекта о платных дорогах в правительстве России пока не назначена. Скорее всего, это произойдет через несколько месяцев. Потом он будет либо снова отправлен на доработку, либо внесен в Госдуму, где его ждут еще несколько месяцев согласований. Так что принят закон будет не раньше следующего года. Пока законодателям некуда торопиться -первая полностью платная траса будет построена только через несколько лет.