Дорогая дорога
Сход назначил плату за проезд в село и на таежные деляны Первая в крае платная дорога соединяет село Арсеньево, где живут староверы и национальное селение Уни - с автомобильным шоссе Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. На съезде с трассы - шлагбаум, у которого круглосуточную вахту несут трое мужчин. Мимо этого поста ежедневно проходит около полусотни лесовозов. Шлагбаум дежурный открывает только после того, как водитель оплатит свой проезд по фиксированным тарифам.
- Бесплатно мы пропускаем спецмашины, машины жизнеобеспечения и легковой транспорт с нанайскими номерами, - рассказывает дежурный поста Александр Безматерных. - Машины едут по пропускам или за нал. Если за наличку, оформляется пропуск. Выбивается чек на кассовом аппарате, и машина пропускается.
Платную дорогу оборудовали жители села Арсеньево. Сколько денег брать за проезд в село или на таежные деляны, они решали на сельском сходе. С легковых машин постановили взимать по сто рублей. С порожних многотонных лесовозов без прицепа кассиры требуют тысячу двести рублей, с прицепом - около двух. Когда машины идут обратно, груженные бревнами, расчет идет за каждый кубометр древесины.
Лесорубы-то и проложили в семидесятые годы эту дорогу в глухое таежное село Арсеньево. Почти тридцать лет по ней возили лес. В начале девяностых леспромхоз обанкротился, и трасса с годами пришла в полную негодность. Почти четыреста жителей отдаленного села попали в транспортную изоляцию: "скорая помощь" проехать сюда не могла, продукты поступали с постоянными перебоями.
- В райцентр еще можно уехать, а вот обратно... Я уже неоднократно сидел по два-три дня на перекрестке, - спокойно констатирует факт житель села Арсеньево Геннадий Гниб.
В прошлом году районные власти через суд приняли на свой баланс бесхозную трассу, и селяне решили отремонтировать ее за счет лесозаготовителей - именно их тягачи разбивают дорогу. Чтобы заставить лесорубов платить, вопрос пришлось выносить на обсуждение районного парламента.
- Вопрос, конечно, очень болезненно решался, - вспоминает председатель управления имуществом администрации Нанайского района Валентина Торчицкая. - Не все депутаты нас поддержали. Мы долго спорили, были и обиды. Только с третьего раза решение было принято положительно.
По закону брать деньги за проезд местные власти могут только в том случае, если параллельно дороге платной есть бесплатная. Краевые парламентарии в отличие от властей в глубинке считают арсеньевскую практику порочной.
- Жители поселений, почему они должны платить за эти дороги? Они ведь уже заплатили налоги. И органы власти должны обеспечить их этой дорогой, - возмущается депутат Законодательной думы Хабаровского края Александр Петров.
Заготовители инициативу районных законотворцев восприняли в штыки, но деваться некуда - платят. А сельчане, и староверы, и нанайцы, довольны. Собранные средства местные власти планируют направить на ремонт аварийной трассы.
- Деньги берут - значит будут дорогу делать. Зимой по накату - то еще можно ездить, а летом и весной просто невозможно, - уверена в своем начальстве жительница села Арсеньево Марина Золотухина.
Этой зимой на собранные с лесопользователей деньги жители Арсеньева смогли арендовать грейдер. Дорожная техника, как и дорожные знаки, в этих местах не появлялась несколько лет, но теперь село с большой землей соединяет более или менее проезжая трасса. В сельской администрации считают, что шлагбаум на въезде - единственный шанс привести заброшенную дорогу в нормальное состояние. Весной селяне планируют починить деревянные мосты через многочисленные таежные речки, чтобы пустить между селом и районным центром автобус.
Кстати, местные власти имеют право брать деньги за проезд по технологическим трассам. Но только с транспорта организаций, которые занимаются добычей леса или других ресурсов. С частных автомобилей взимать плату контролеры не должны.
- Дороги, подобные арсеньевской, не имеют статуса ни поселковых, ни межпоселенческих, - уточнил Александр Петров, - и ни в чьем ведении не находятся. Их состояние плачевно, но средств на ремонт "ничьих" дорог, общая протяженность которых в крае составляет ровно тысячу километров, ни в одном из бюджетов нет.