Тысячи километров и новые технологии
В 2005 ГОДУ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЫЛО ВЫДЕЛЕНО БОЛЕЕ 110 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ. ЭТИ ДЕНЬГИ БЫЛ ПОТРАЧЕНЫ С БОЛЬШОЙ ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ДОРОЖНОЙ СЕТИ - ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ БЫЛО ВВЕДЕНО В ЭКСПЛУАТАЦИЮ БОЛЕЕ 200 КИЛОМЕТРОВ ДОРОГ, А ЕЩЕ 3, 5 ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ БЫЛО ОТРЕМОНТИРОВАНО. В БЛИЖАЙШИЕ 4 ГОДА ТЕМПЫ РАБОТ БУДУТ НАРАЩИВАТЬСЯ, ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПЛАНИРУЕТСЯ ВЫДЕЛИТЬ ПРИМЕРНО 880 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ.
За прошедший год значительно усилилась тенденция смены приоритетов в дорожной отрасли - появляется понимание, что для поддержания в порядке и развития дорожной сети недостаточно только наращивать темпы ввода новых километров дорог и ремонта существующих. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) всячески дает понять, что в ближайшее время акцент будет делаться на содержании дорожной сети, завершении неоконченных проектов, повышении качества работ и внедрении новых технологий строительства.
Эту тенденцию можно было наблюдать на протяжении всего уходящего года. Так, на новом качественном уровне, с одновременным созданием соответствующей дорожной инфраструктурой строилась федеральная дорога М-18 "Кола" на территории республики Карелия. Строители уделяли особое внимание устройству системы водоотвода с проезжей части, горизонтальная разметка была выполнена термо- и спрей-пластиками, что значительно увеличило ее долговечность. Дорога подверглась спрямлению, вдоль нее было установлено бордюрное ограждение, обустроена площадка для стоянки автомобилей с эстакадой. На торжественном открытии обновленной трассы присутствовали первые лица республики. Работы обошлись недешево - на 17 километров было потрачено порядка 200 миллионов рублей. Но, учитывая тенденцию к повышению качества работ, а следовательно - долговечности и надежности дорог, такие траты вполне оправданы.
Результаты по средствам
Конечно, выход на новый уровень качества потребует дополнительных вложений в дорожную отрасль. А их не всегда хватает - деньги на ремонт магистралей, выделенные в 2005 году, лишь наполовину покрывают потребности отрасли. Впрочем, как уверяет руководитель Росавтодора Олег Белозеров, с помощью депутатов Госдумы и Минтранса РФ удалось переломить ситуацию с финансированием к лучшему. К примеру, изначально на дорожные работы в 2005 году было выделено лишь 92 миллиарда рублей. Для дорожной отрасли это была большая неудача, так как по сравнению с 2000 годом финансирование сократилось почти в три раза. Однако уже после первого квартала финансирование увеличилось на 12 миллиардов. Тенденция выделения дополнительных денег сохранилась и до конца года - в итоге сумма выделенных на нужды дорожников средств увеличилась почти на треть.
Дорожники надеются, что такой порядок будет сохранен и в 2006 году. Ведь в бюджете следующего года, несмотря на формальный рост финансирования, с учетом инфляции, сумма фактически выделяемых средств снижается.
Выбор в качестве приоритета проблемы поддержания в рабочем состоянии действующей дорожной сети отразился в планах бюджетного финансирования на 2006 год - на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог планируется выделить почти 43 миллиарда рублей вместо 23, 7 миллиарда, полученных в 2005 году.
Достигнутое увеличение объемов финансирования на ремонт позволит прекратить разрушение дорожной сети и снизить размеры недоремонта. Впрочем, для этого необходимо решить еще одну проблему, которая заключается в позднем выделении дополнительных средств. Фактически деньги могут поступать осенью, когда их освоить чрезвычайно сложно. Ведь во многих районах России дорожные работы возможно осуществлять только в достаточно короткий летний период.
В противном случае страдает качество - ту же разметку, если ее наносить зимой, через год-два придется обновлять. В связи с этим, как считают в Росавтодоре, необходимо коренным образом менять практику бюджетного финансирования, чтобы деньги на дорожные работы выделялись в начале года. В этом случае освоение средств будет происходить быстрее, а качество дорог от этого только улучшится. А деньги, выделенные зимой, в любом случае не простаивают - часть объектов целесообразно строить именно в зимний период. На торфяных почвах, к примеру, работы ведутся во время заморозков.
Кроме того, в 2005 году была развернута работа по привлечению для развития и содержания автомобильных дорог внебюджетных источников финансирования для снижения нагрузки на бюджет. Начата реализация четырех пилотных проектов платных дорог с применением механизмов государственно-частного партнерства.
С прицелом на содержание
В 2005 году содержанию существующих трасс и достройке неоконченных объектов дорожники уделили особое внимание. По сути, в этом году произошло смещение приоритетов с нового строительства в сторону поддержания существующей сети в порядке. Большое внимание уделяется реконструкции автодорог "Дон" и "Урал", был введен в строй мостовой переход через Кольский залив - уникальный объект, долгострой предыдущих периодов. Можно также отметить открытие мостов через реки Ветлугу (республика Марий Эл) и Каму в Перми. Продолжается строительство обхода Санкт-Петербурга и федеральной трассы Чита - Хабаровск. При этом используется метод точечного финансирования, что, с одной стороны, позволяет не распылять средства, а с другой - поэтапно открывать участки новых магистралей для удобства автомобилистов. Важным достижением можно также назвать запуск самого длинного в России тоннеля на автодороге Адлер - Красная Поляна. Его протяженность составляет 2, 6 километра. Дорога обеспечивает безопасный круглогодичный проезд для жителей целого района. Кроме того, она даст толчок к созданию в этом районе крупнейшего международного высокогорного курорта. В дальнейшем это позволит России бороться за право проведения зимних Олимпийских игр.
Большое значение для автомобилистов имеют реконструированная дорога Москва Нижний Новгород, которая была сдана в эксплуатацию 4 ноября, и обход Владимира.
Гуманные приоритеты
Стоит отметить, что интенсивное движение начинается не на всех открываемых объектах. Дело в том, что приоритетность дорожных работ зависит не только от количества проходящего по трассе или мосту транспорта. Например, мост через Ветлугу далеко не перегружен, но при этом он считается одним из важнейших объектов, введенных в 2005 году. Дело в том, что мостовой переход, необходимый для соединения части республики, отделенной от центра региона Волгой и Ветлугой, строился с 1993 года. Все это время жителям района приходилось пользоваться понтонной переправой, которая закрывалась на время весенних паводков. На два месяца население района оказывалось отрезанным от административного центра, учреждений здравоохранения, образовательных и культурных центров. Неудивительно, что открытие моста стало для них настоящим праздником.
Еще одним важным приоритетом при планировании работ по ремонту автомобильных дорог является ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, к которым относятся необустроенные пересечения дорог, железнодорожные переезды, неосвещенные участки дорог в населенных пунктах и т. д. Все происшествия фиксируются и учитываются, после чего принимаются решения о конкретных работах на том или ином объекте. В течение 2005 года было ликвидировано 282 участка концентрации дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах.
В целом 2005 год для дорожной отрасли выдался успешным - были установлены новые приоритеты, определены пути развития, продолжено внедрение новых технологий строительства дорог и производства материалов. В то же время состояние автомобильных дорог все еще не удовлетворяет растущим потребностям автомобилизации государства и экономики. В Росавтодоре есть детальные планы по развитию дорожной отрасли, однако их реализация в большинстве своем зависит от возможностей бюджета.
[Графические материалы:
Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования в 2000-2005 годах с прогнозом до 2010 года, км
Материал доступен в бумажной версии издания]